Около сорока лет посвятила работе с детьми Марина Александровна БАКЧИНОВА.
«Все мы родом из детства» — это ставшее крылатым выражение объясняет природу многих наших поступков: они берут своё начало в далёком детстве. Выбор главного дела своей жизни также нередко связан с этим периодом.
У Марины Бакчиновой, старшего воспитателя детского сада № 7 «Радуга», детские годы прошли в Туркмении — в городе Небит-Даг (ныне — Балканабат), который тогда называли столицей нефтяников. Мать и отец работали в геологоразведовательных экспедициях. Казалось бы, дочь должна последовать примеру родителей, но с раннего возраста она была уверена, что посвятит себя педагогике, а именно — станет воспитателем в детском саду. Сейчас уже трудно вспомнить, что подтолкнуло её к такой мысли, ведь среди родственников и близких знакомых воспитателей не было.
Может быть, как предполагает Марина Александровна, сыграл роль тот факт, что в их городе, тогда ещё совсем молодом, постоянно строящемся и обновляющемся, было много детских садов. Так или иначе, детская мечта нашла своё реальное воплощение: после окончания школы она пошла работать в детсад и поступила заочно в Ашхабадское педагогическое училище. Вчерашняя школьница стала набираться опыта в работе с детьми.
Трудилась с огромным удовольствием, и каждый новый день убеждал её в том, что в своём выборе она не ошиблась.
Детский сад был многонациональной семьёй, как и город, в котором выросла Марина Александровна: здесь были туркмены, русские, украинцы, белорусы, казахи. В семидесятые годы прошлого столетия никому и в голову не приходило говорить о принадлежности к определённой нации — жили мирно и дружно. В детском саду было немало детей из многодетных семей, в основном — туркменских. Как-то, в самом начале своей трудовой деятельности, юная воспитательница завершала свой рабочий день. Всех детей уже забрали, оставался один ребёнок — из большой семьи, где воспитывалось двенадцать детей. Время шло, а за ним никто не приходил... Педагог сама повела малыша домой. Перешагнула порог и увидела семейную идиллию: родители, дети, расположившись на полу, пили чай и мирно беседовали. Когда воспитательница спросила, почему они не забрали ребёнка, родители, окинув взглядом детей, воскликнули: «Ой, а его разве здесь нет?». Много историй помнит Марина Александровна из того времени. В большинстве своём — это приятные воспоминания, связанные непосредственно со становлением её как педагога, с её мудрыми наставниками, первыми воспитанниками и их добрыми, отзывчивыми родителями.
Девяностые годы изменили судьбы как отдельных граждан, так и страны в целом. В 1996 году она переехала на жительство в Крестцы, но профессию свою не сменила. Опытному педагогу нашлась работа по специальности сначала в детском саду № 2, а затем и в «Радуге», где она и трудится по сей день старшим воспитателем.
У Марины Александровны Бакчиновой огромнейший опыт работы — около сорока лет. Таким багажом просто необходимо делиться с коллегами, что она и делает. За время её деятельности в педагогике менялись некоторые подходы к воспитанию, ориентиры. Пройдя этот путь, педагог уже может судить о том, какие из них оправдали себя и оказались более действенными.
Для того чтобы добиться в жизни поставленных целей, человек должен уметь ориентироваться в сложном современном мире. Учить этому нужно уже в дошкольном возрасте, считает старший воспитатель. В детском саду уделяется много внимания взаимодействию с природой, сверстниками, взрослыми, проводятся различные экскурсии, встречи.
— Делая упор на игровые формы, ребёнка нужно учить думать, проявлять инициативу, самостоятельность, в том числе и в поиске определённой информации, — говорит Марина Александровна. — Добиться того, чтобы дети проявляли интерес к занятиям, и при этом учитывать индивидуальность каждого — задача нелёгкая. В нашем детском саду — сильные, творчески думающие воспитатели, с которыми интересно работать. Все вместе мы ищем новые пути, подходы, темы и добиваемся поставленных целей.
Как отметила старший воспитатель, ей по жизни везёт на хороших людей, в том числе на коллег и руководителей. Она с благодарностью вспоминает годы работы с Верой Ивановной Данилкиной — талантливым руководителем, отмечает также, насколько легко влилась в коллектив молодой руководитель Ольга Николаевна Николаева — инициативная, ищущая и умеющая поддержать интересные идеи.
Только человек, сам умеющий отдавать себя без остатка работе, может по-настоящему уважать и ценить своих коллег и их вклад в общее дело. Те, кто когда-то трудился вместе с Мариной Александровной Бакчиновой, кто работает рядом сегодня, отмечают её высокий профессионализм и ответственность, неиссякаемый творческий потенциал. В чём секрет успешной деятельности на протяжении многих десятилетий? Он прост: она очень любит свою работу.
Татьяна СМОРОДИНА
Фото автора