В Холмской средней школе есть замечательная традиция, следуя которой выпускники после окончания профильных учебных заведений приходят в её родные стены учить детей.
Когда незадолго до Дня учителя я попросил директора школы Людмилу Тарасову назвать коллег, о которых можно рассказать в газете, она с ответом не стала торопиться. В большом коллективе авторитетом пользуются все опытные педагоги, но и без молодых специалистов, технических работников трудно представить образовательный процесс. И вот в моём блокноте появились фамилии четырёх педагогов разных поколений.
Читаешь – мыслишь
Эту фразу любит повторять преподаватель русского языка и литературы Марина Лебедева, которая связана с образованием 35 лет. Об учителе с таким богатым опытом обычно говорят, что он давно сеет «разумное, доброе, вечное». Всё это так, но Марина Васильевна не любит высокопарных слов, когда речь идёт всего лишь о профессиональном долге. Другое дело, что выполнять его нужно с полной самоотдачей. Так её родители учили на своём жизненном примере.
Коренная холмичка после окончания педагогического вуза в 1980 году получила распределение в свой район. В течение одного учебного года преподавала в Находской восьмилетней школе. А затем её жизнь стала неразрывно связана со средней школой, в которую она ходила с первого класса и где её первой учительницей была Анна Алексеевна Жеребцова. Прекрасно помнит и других своих педагогов: Валентину Павловну Иванову, Зинаиду Александровну Кукину, Николая Ивановича Краля, Раису Сергеевну Орлову, Аркадия Ивановича Иванова.
– Когда пришла работать в школу, которую заканчивала, я оказалась самой младшей из учителей. Лишь Валентина Владимировна Мурская была старше меня на два года. Чувствовала себя среди старших коллег школьницей. Мои учителя всегда ими же и оставались для меня. Многому научилась, просто наблюдая за ними. У них никогда не было в учительской пустых разговоров о домашних проблемах. Затрагивались лишь темы о школе, школьных предметах, детях. В моём представлении они были настоящими учителями. Всегда помогали нам, молодым, но и спрашивали с нас тоже строго, – говорит Марина Васильевна.
Она не скрывает, что профессия учителя сложная. Ещё в школьные годы Марина испытывала смешанное чувство поклонения и детской жалости к учителям за их трудную работу. В отличие от своих подруг, мечтавших работать в школе, она была уверена, что эта профессия не для неё. Но судьба распорядилась иначе. Сердце было отдано школе. «Не представляю, чем бы я занималась, отними у меня уроки», – теряется в догадках педагог. Это не означает, что личная жизнь и собственные дети оставались для неё на заднем плане.
Семья – это святое. С мужем Александром вырастили дочь Наталью и сына Александра. Получив за свой труд нагрудный знак «Почётный работник образования Российской Федерации», Марина Лебедева продолжала оставаться такой же неутомимой и взыскательной к себе и своим ученикам. Каждый школьный день она идёт на уроки с настроением, желанием и радостью от того, что сможет поделиться своими знаниями с детьми. Здесь её второй дом. Она любила и любит литературу, что, в принципе, и сыграло свою роль при поступлении в вуз. При этом всегда была перед собой честна: не получится – в школе не останется. Тягу к чтению старается прививать детям, постоянно напоминая им, что читающий человек – это мыслящий человек.
Учительское счастье Марины Васильевны, которая любит литературу, людей, детей, складывается из ученических побед. Больших или маленьких – не суть, важно, чтобы они не обходили стороной. Настоящую гордость она испытывала, когда её любимая ученица Инна Алькина, к примеру, несколько лет прославляла школу на областных и республиканских олимпиадах. Такие победы учеников надолго стимулируют к новым делам. Вдохновляет учительницу и то, что около 20 бывших учеников пошли по её стопам – работают в системе образования.
По инязу была отличницей
1 сентября на линейке учащихся Холмской средней школы, посвящённой Дню знаний, Людмила Тарасова представила коллективу и общественности молодых коллег, в числе которых была учительница иностранных языков Элона Петрова. Её биографию можно изложить в нескольких словах: родилась в Холме, окончила среднюю школу, училась в НовГУ на факультете иностранных языков, принята на работу в ХСШ.
В годы учёбы в школе, где её классными руководителями были Вера Евгеньевна Фёдорова, Татьяна Алексеевна Насонова, Людмила Петровна Курчанова и Галина Сергеевна Малиновская, зрело решение учиться в НовГУ, на факультете лингвистики и межкультурных коммуникаций. У неё хорошие способности к иностранному языку. Немецкий на уроках давался легко, оценки всегда были отличные. Проявляла к самому любимому предмету интерес, ходила на дополнительные занятия к учительнице Валентине Яковлевой.
– Благодаря Валентине Ивановне, я поступила и окончила университет. Получила профессию переводчика, но для работы по специальности нужна практика за границей. Решила пока поработать учителем английского и немецкого языков в нашей школе – вернулась в Холм, где живут родители, – пояснила педагог.
Педагогической практики у Элоны Викторовны нет. Тем интереснее было у неё узнать первые впечатления о работе в школе:
– В коллективе меня приняли хорошо. В учебный процесс влилась нормально. Подружилась с детьми. Не было сильного стресса, который испытывают новички. Тем не менее волнение присутствует. Есть детки, с которыми мне пока не сладить. Выручает авторитет директора и завуча школы. Людмила Ивановна и Юлия Петровна всегда поддержат.
Кроме первых, девятых и одиннадцатых классов, во всех остальных ведёт уроки иностранных языков. А это 12 классов. Даже опытные учителя признают, что не у всех ребят есть интерес к учёбе. Столкнувшись с этим явлением, Элона Петрова не теряет самообладания. Трудные дети были в школе и в годы её учёбы. А в целом ребята хорошие, с ними можно найти общий язык.
– В том числе английский и немецкий, – замечает Элона Викторовна. – Я намерена работать в школе, учиться быть учителем, чтобы заслужить авторитет у своих коллег и учеников.
Талантов в школе много
В 2007 году в коллектив пришла на должность педагога дополнительного образования творческий, ответственный и добросовестный работник Ирина Муравьёва.
– В мои обязанности входит подготовка всех праздничных концертов и школьных мероприятий. Но фольклорный ансамбль «Горлица», в котором было 18 школьников, был на первом месте. С ребятами в ансамбле занималась с первого класса до выпускного бала. Нынче они закончили 11 классов, уехали учиться дальше, – не скрывает волнения руководитель. – Скучаю. Со всеми переписываюсь.
С «Горлицей» она объездила не только наш район. Ансамбль тепло принимали в Марёве и Торопце, он неоднократно участвовал в областных конкурсах фольклорного искусства, где занимал призовые места. О творческих победах рассказывают многочисленные грамоты и дипломы, размещённые в библиотеке. Два диплома за 2‑е и 3‑е места, завоёванные в 2010 и 2012 годах на областных детских конкурсах русской традиционной культуры «Истоки» за сохранение песенного искусства новгородской земли, руководитель «Горлицы» ценит дороже всех остальных. Даже своего диплома лауреата областного конкурса «Школьная презентация‑2014» в номинации «Поддержка талантливой молодёжи». Этот конкурс проводился под эгидой департамента образования и молодёжной политики Новгородской области. Документальный видеофильм на тему «Победители детских конкурсов» Ирина Александровна сняла сама. Как оказалось – не напрасно.
В библиотеке Ирина Муравьёва работает на совесть три года. Детям новые книжки предлагает, учителям – методички. В свободное от занятий время дети в этом помещении поют в вокальном кружке, во вновь созданном фольклорном ансамбле. В «Горлицу» ходят сейчас третьеклассники. Вместе со своим руководителем готовят сюрприз к Дню учителя. У педагога дополнительного образования и её мужа Александра подрастают три дочки – школьницы Марина и Яна, дошкольница Варвара. Девочки музыкальные. Поёт даже младшая Варя, воспитанница детского сада «Солнышко». А у самой мамы, музыканта по одной из специальностей, творческих идей – хоть отбавляй. Они воплощаются чаще всего на школьных концертах, где по-настоящему раскрываются самодеятельные таланты.
– Их в школе много и среди учеников, и среди учителей. Особенность нашего коллектива в том, что и на совместных концертах, и в школьной жизни мы с детьми – одна семья. Если выступает коллектив учителей, то я на сцене рядом с коллегами. Мне вообще нравится работать в коллективе, в котором девиз «Один – за всех, все – за одного!» воплощается в жизнь во всех школьных делах, – говорит Ирина Александровна.
Под конец беседы она поделилась радостью: в этом году ей впервые доверено быть классным руководителем. За ребят из 5 «б» класса можно порадоваться – с Ириной Александровной им будет интересно.
Личным примером
И без подсказки видно, что учитель физкультуры Никита Зверев у ребят пользуется авторитетом. Не из-за того, что он их любит, а просто дети видят в нём сильную личность. Если Никита Витальевич поставил перед собой задачу, он добивается своей цели. Когда уроженец деревни Тогодь учился в Боровичском педагогическом колледже, постоянно ездил на областные соревнования по лёгкой атлетике. Но выше третьего места он не поднимался. Это его задело. Перед очередными стартами стал тренироваться, не жалея себя. И первым пересёк финишную ленту в споре с теми атлетами, которым до этого проигрывал.
Никита Зверев не скрывает, что, защитив диплом в 2014 году, хотел остаться в Боровичах, где есть возможности для спортивного роста. К сожалению, работы по специальности не было. Позвонил перед самым началом учебного года в Холмскую среднюю школу. Директор Людмила Тарасова ответила, что будет рада видеть его в своём коллективе. Молодой специалист в ХСШ пришёлся ко двору. Умеет налаживать отношения с детьми. Спортивные секции по волейболу в разных классах ведёт. На районных соревнованиях стабильно приносит в копилку школы золотые медали по бегу. (Очередная медаль завоёвана на «Кроссе наций‑2015».) Красиво побеждая, он личным примером ведёт за собой школьных атлетов.
– Я с первого дня работы не чувствовал себя в школе чужим. Коллеги окружили меня вниманием, постоянно поддерживали, делились опытом. Считаю, что сделал правильный выбор, когда вернулся в свой район. Теперь задача одна: добиваться повышения профессионального мастерства, получать новые знания в волейболе, лёгкой атлетике с помощью самообразования. В перспективе планирую заняться тренерской работой с конкретной группой спортсменов, оставаясь при этом в школе. У тренера дети больше заинтересованы в своих спортивных результатах, – рассказал Никита Зверев.
Сергей ЦВЕТКОВ
Фото автора