Участок дороги Александровское – Папоротно автомобилисты проезжают с особой осторожностью. В сухую погоду еще можно преодолеть расстояние в десять километров, а в сезон проливных дождей этот путь сродни экстремальному ралли.
Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора
В деревню Александровское нас привело обращение местной жительницы Веры Ткачёвой. Ей уже за 80, но по активности, бодрости, стремлению отстаивать права сельчан она даст фору многим молодым. В редакцию Вера Александровна пришла, по ее собственному признанию, как в последнюю инстанцию. А проблема общеизвестная – дороги...
Самая дальняя
Мы немедля собрались в командировку, благо день выдался погожий. Путь предстоял не близкий, зато можно было любоваться красотами Новгородского края. Даже коричневые воды Мсты под жарким августовским солнцем казались голубыми, отражая в своей глади безоблачное небо. А уж речка Вишера просто искрилась синевой. По обочинам лесной «трассы» высились огромные ели и сосны, массивные дубы и стройные березы.
Мы миновали Новоселицы, потом проехали Мытно, Марково, Посад, где обратили внимание на большую «заплатку» асфальтового покрытия. Как узнали позже, дыру залатали после того, как в апреле на этом участке провалился бензовоз. Это вообще проблемное место. Лет 13–14 назад была похожая ситуация: из подземных ключей в пролом бил фонтан.
В этом году после ЧП дорогу перекрыли, и жители деревни Александровское на десять дней оказались в полной изоляции. Из Малой Вишеры автобус уже не ходил, из Великого Новгорода шел только до деревни Посад. А от Посада до Александровского еше 17 км...
Александровское, если кто не знает, находится почти на границе Новгородского и Маловишерского районов. Деревня очень живописная и дружная, как подчеркнула в разговоре Вера Ткачёва. Сама она живет в деревне четверть века. Как и многие другие сельчане, приехала из Новгорода, отозвалась на призыв возрождать сельскую местность. Вот так и возрождает до сих пор, борясь за правое дело, за хорошие дороги, в частности.
Ее энергии можно только удивляться. В огороде порядок, варенье на зиму заготовлено, в теплице помидоры с маленький арбуз величиной. Она, если надо, и на крышу по приставной лестнице заберется. Зачем? Чтобы по мобильному поговорить. С земли-то связь не ловит. Вот такая она – местная активистка.
Как живёшь, деревня?
Местные жители рассказали, что до Великой Отечественной войны здесь стояло около сотни домов, была церковь, двухэтажная школа, клуб, медпункт с родильным отделением, был свой хлебозавод и завод по производству масла. Сейчас ничего этого нет. За медицинской помощью нужно обращаться в Новоселицкий ФАП или в больницу, расположенную в поселке Пролетарий.
Автобус из областного центра и обратно перевозит пассажиров три раза за семидневку. Стоимость проезда в один конец – 238 рублей. До Малой Вишеры общественный транспорт не идет. А проезд до Александровского из этого райцентра на такси обойдется в 600–700 рублей. Автолавка в эту приграничную деревню не ходит, но зато уж лет пять как работает маленький частный магазинчик. Сельчан и режим работы устраивает, и ассортимент.
Постоянных жителей здесь человек сорок, но летом население увеличивается в несколько раз за счет дачников. Местный клуб развалился, и по праздникам жители Александровского теперь собираются в здании бывшего райповского магазина. На что еще мы обратили внимание: довольно много в деревне заброшенных и полуразрушенных домов, но есть и вполне респектабельные коттеджи, хозяева которых в основном – дачники.
И снова про дороги
Стоит в деревне весьма приметный большой, высокий дом постройки начала прошлого века. Принадлежит он местному старосте, можно сказать, старожилу деревни Валентине Волхонской. Человек она уважаемый, авторитетный. Коммунальные вопросы помогает решать: смотрит, где надо траву обкосить, где опашку сделать, чтобы избежать пала в пожароопасный сезон, где дорогу гравием подсыпать, чтобы можно было проехать по деревенским улицам.
Улиц в Александровском три: имени Александра Невского, Лени Голикова и Андрея Вознесенского. Названия им придумала Волхонская, а сельчане ее инициативу поддержали. Как раз во дворе дома старосты и состоялась наша встреча с местными жителями. Тема разговора – дорога до Папоротно. Проблема возникла во время строительства федеральной трассы М11, когда большегрузы стали возить песок на этот объект. До 2015 года она еще ремонтировалась и находилась в надлежащем состоянии.
– После этого времени дорожное покрытие стало разрушаться на глазах. Мы забили тревогу, – рассказали сельчане. – Обращались с письмами в разные инстанции, вплоть до приемной Президента РФ. Коллективная жалоба, под которой поставили подписи 50 человек, была услышана. Приехали в деревню представители прокуратуры, руководители Новгородской области, района и обещали проблему решить.
Из официального ответа, данного региональным правительством авторам письма, следовало, что в адрес генеральных подрядчиков строительства шестого и седьмого этапов автомагистрали М11 были направлены обращения по восстановлению разрушенных участков автомобильной дороги и обеспечению безопасного и беспрепятственного движения по ней всех видов транспорта.
Однако в марте прошлого года жители Александровского вновь вынуждены были обратиться с письмом в правительство области, где сообщали, что все осталось без изменений и вновь просили о помощи.
– Большегрузы проломили водоотводные трубы под дорогой, которые защищали ее от размывания, – пояснила Вера Александровна Ткачёва. – Дорога ведь эта – плывун, находится между двух болот.
На очередное обращение сельчан из департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области пришел ответ. Сообщалось, что между региональным департаментом транспорта и дорожного хозяйства, Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», ГОКУ «Новгородавтодор» и ОАО «Мостотрест» действует соглашение о порядке использования автомобильных дорог, задействованных при строительстве скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Это соглашение предусматривает принятие мер по сохранности объектов (имеются ввиду дороги).
Жители деревни ждут, когда десятикилометровый участок от деревни Александровское до Папоротно будет проездным в любое время года. До Малой Вишеры всего 30 км, а добраться целая проблема.
На обращение жителей по вопросу неудовлетворительного состояния автомобильной дороги Новоселицы-Папоротно поступил ответ из министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области от 14 мая 2018 года. В нем сообщалось, что рассматривается вопрос ремонта асфальтобетонного покрытия с применением горячего асфальтобетона. Сроки производства работ будут определены в результате проведения открытого аукциона в электронной форме.
Будем надеяться, что дорога до Папоротно обретет новую, крепкую «одежду».