Вторник, 26 ноября 2024

Редакция

Ладушка

• К 140‑летию со дня рождения Е. И. Рерих

В канун праздника хотелось бы не ограничиваться бесконечными комплиментами и стихами во славу женщины, роль которой на земле гораздо важнее, чем лестные слова в её адрес. Истинная женщина не ищет превосходства над мужчиной. И, в свою очередь, умный мужчина не желает подчинить себе её волю. Сегодня мы поговорим о семейной паре, в которой сложились воедино два разных начала: мужчина и женщина. Две самодостаточные, развитые, талантливые личности: Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих.

Быть вдвоём

Их союз — яркий пример семьи, которая является сплочённым маленьким миром и в то же время огромной Вселенной.

Задуматься о характере отношений этой пары меня заставило, как ни странно, их эпистолярное наследие. Том писем известного русского художника, археолога и мыслителя Николая Константиновича Рериха к невесте и жене Елене Ивановне Шапошниковой включает в себя более 300 текстов, большая часть которых опубликована впервые. В этих письмах на фоне бытовых описаний, просьб, новостей отчётливо проясняется нечто более глубокое, нежели просто «здравствуй», потому что участники письменного диалога умели общаться и обогащать друг друга духовно.

«Славная Ладушка», «дорогая моя», «милая, хорошая», «радость моя» — вот так обращается мужчина к своей любимой женщине. И я не устану повторять, что это было, есть и навсегда останется едва ли не самым живым документом, сохранившим жизнь сердца и многие важные подробности отношений двоих.

Если бы предложить вам, уважаемый читатель, написать письмо своей возлюбленной, невесте или супруге с внушительным семейным стажем — что вы напишите? Какие думы будут одолевать вас? И найдутся ли факты, достойные быть написанными на бумаге от руки?

Читая переписку, охватившую хронологический период с 1900 по 1913 год, с удовольствием заключаешь, что ласковое обращение становится неизменным! Эта пара сразу понимала, что союз двух людей — это прежде всего забота и доброта. Вот, к примеру, письмо самого начала их отношений: «Но прежде чем начать правильную по всем позициям борьбу и спокойно работать по искусству, необходимо нам с тобой устроить свою жизнь, ибо только тогда буду я в состоянии спокойно рассуждать и не приходить в такое настроение, как сегодня. Я чувствую, что было бы достаточно одного твоего слова, и настроение прошло. Впоследствии мы научимся улавливать наши обоюдные настроения и находить лекарства на них». Такие мысли часто звучат воодушевлённым призывом. В письме Николая Рериха от июня 1901 года читаем: «Сегодня я получил письмо твоё; какое оно славное, какое оно хорошее. Дорогая моя Ладушка, да ведь это великое счастье, если сами мы будем являться ближайшим источником наших вдохновений, сильнейшим импульсом для наших работ! Как я был доволен и рад читать о твоём подъёме духовном, пусть он даже краток, но раз он есть — дело сделано, и остальное доделают время и обстоятельства жизни, выстроить которые — наше дело, а с тобою мы их выстроим!

Да, выстроим? Итак, вперёд, хорошая моя, вперёд без оглядки!». Все строки пропитаны смыслом строительства будущих отношений, их правильной модели, основанной на взаимном служении друг другу. Прежде чем что-то получить, нужно что-то отдать. А взаимность как раз и дарит ощущение счастья ровно потому, что мы сами хотим сделать счастливее любимого человека, что мы любим и любимы. Письмо от 13 августа 1901 года я бы назвала настоящей клятвой, секретом семейного счастья, даже необходимым руководством на пути к нему: «Милая, милая, милая, мы принесём друг другу и эту тоску, а подчас и радость, и всё-всё разделим пополам. Милая, как приятно сознавать, что есть человек, который несёт мне свою душу (душу чистую), и как приятно и себя нести ему всего. Голубчик, как люблю-то я тебя! От нас самих же зависит сорвать туман с далёкой зари, и неужели наша любовь так несовершенна, что она не даст нам на это могучей силы. Вихрь разнообразной работы, скачка без оглядки, широкая жизнь в лучших её проявлениях — всё это сулит нам дружное, совместное наше существование.

Я верю, что ты явилась, чтобы дать мне новые силы, чтобы округлить моё существо и помочь в жизненной битве. Я же дам тебе всего себя. Я знаю, что буду честно к тебе относиться. Знаю, что ты мне будешь родною в лучшем значении слова. Милая, хорошая моя Лада, радость моя!». Эти строки сознательно помещены в начало нашего разговора, потому что они дают полное представление о чистоте помыслов и об отношениях автора и адресата. «Более трёх сотен писем рассказывают нам историю редкого чувства, не ослабевающего с годами, растущего вопреки всем преградам, которые ставила на его пути жизнь», — считают исследователи эпистолярного наследия Рерихов.

В мае 1900 года Николай Рерих письменно признавался: «Прихожу к неожиданному заключению, что могу писать тебе без конца, хорошая моя, милая, дорогая, до свиданья». А вот вам, уважаемый читатель, в канун женского праздника, наверное, стоит написать «Здравствуй»... и продолжить так, как если бы вы любили писать письма... Попробуйте!

Нашли друг друга

А теперь пора предложить читателю вернуться к событийному повествованию, которое спустя сто лет стало для нас более привычным, чем эпистолярный жанр. А всё потому, что мы отвыкли делать самостоятельные выводы, принимаем на веру чужие цитаты, мало размышляем и всё чаще доверяем скупым фактам. Однако даже последние порой оставляют за собой право поставить многоточие и быть не столь однозначными.

Казалось бы, можно было бы просто упомянуть дату свадьбы. Однако всё было несколько сложнее. Например, тайные встречи и тайное обручение Елены Ивановны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха. Историю их знакомства Елена Ивановна часто любила рассказывать сама. Вот как впервые приехал Николай Рерих в дом её тетки в Бологое: «Сначала через окно прямо на балкон шагнула пыльная нога или, вернее, пыльный сапог». Девушка подумала, что это «не то курьер, не то арендатор». На другой день за завтраком в госте увидели молодого хорошенького человека и будущей невесте представили его, как знаменитого художника, и ей сразу понравились его «чистые глаза». Впоследствии долгие разговоры сделали своё дело, и все другие «заманчивые предложения» от лиц её круга великосветской знати были отвергнуты. Эти двое нашли друг друга и больше никогда не расставались мысленно, явив всему миру истинное предназначение семьи — единство и гармонию в отношениях.

С тех пор Рерих в имении князя Путятина — частый гость. Лето 1900 года он проводил тоже там, отлучившись на несколько дней на раскопки в имение герцога Лейхтенбергского под Окуловкой (нам более известно как усадьба Горы).

Краеведческий акцент

Любопытны воспоминания Николая Константиновича о пребывании в усадьбе: «Теперь моё пребывание в Окуловке; сперва общий вывод, затем — частности. Общий вывод такой: я положительно начинаю верить, что иногда могу быть интересен, занимателен и когда хочу, тогда могу заполонить людей. За 3 дня моей бытности там я направил на герцога и герцогиню такой фонтан всякой всячины, и археологической, и художественной, и фантастической, и литературной, и всякой прочей, что в результате последовали самые радушные приглашения опять приехать в Окуловку и непременно быть у них в городе, а также желание быть у меня».

Стоит отметить, что умение Николая Рериха ладить с людьми поразительно. Герцогу он пишет этюд на тему охоты, герцогиню удивляет стихами в альбом и этюдом имения. Она с удовольствием принимает подарок и восклицает: «Как, Вы его оставляете? ...Это мило, но уж позвольте мне взять его в город, ему место в городе, а не в деревне»! Сам герцог Лейхтенбергский ходит на раскопки, активно помогает, выделяет скот, помощников, труды не проходят даром, они успешны, в этом году нашли древнее кострище, осколки костей коня...

Николай Константинович сообщает в письме Елене Ивановне, что «в первый обед сделал неловкость: съел суп не той ложкой», но постепенно общение налаживается, получается. И они уже свободно могут вести разговоры за столом и даже рассказывать анекдоты.

В Новгородской экспедиции Николай Рерих часто сетует на то, что ждёт супругу, что именно она может устроить быт. А потом она совершит с ним экспедицию по труднодоступным районам Центральной Азии. И везде и во всём будет рядом...

Ода женщине

Трудно говорить об этой семье, упоминая только одного человека. Они были великой семьёй! Муж признавал и ценил в супруге её женское начало, важность принесения красоты, гармонии, умение дарить всем и каждому сердечную любовь, силу и могущество материнского сердца. Она вдохновляла супруга на подвиги, считая, что «кому много дано — с того много и спрашивают». Она воспитывала двух талантливых сыновей и спустя годы сама давала советы по воспитанию, в которых призывала читать детям истинную литературу, воспитывать их на искусстве, культурном примере и рано стараться увидеть их увлечения, чтобы развить и преумножить. Сам Николай Рерих обращал особое внимание на то, что «культура зачинается не в далеких отвлеченностях, но в быту, в украшении и улучшении каждой жизни... И потому основное поле деятельности для женщины — это домашний очаг и домочадцы. Одна из главных задач, стоящих перед женщиной — это внесение красоты в домашний обиход».

Да будут у нас силы, красота и знание, дорогие женщины, чтобы достойно выполнять эту миссию на Земле!

По материалам библиотечно-информационного центра
полосу подготовила Марина паскуль

«Женщины... вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятия героизма и подвига. Вы произнесёте священное слово «Культура». Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам! Привет и поклон вам!». Н. К. Рерих

«Настаёт великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий — поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину». Е. И. Рерих

РЕКЛАМА

Еще статьи

Участковый уполномоченный полиции Екатерина Сидорова

Девушка с характером

Свой профессиональный выбор многие из нас сделали ещё в школьные годы. Так было и у холмички Екатерины Сидоровой.

Награждены за добросовестный труд

Почёт и хвала аграриям

В Волотовском ДК чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Постоянно на передовой

Подполковник юстиции Ольга Фоченкова более 20 лет посвятила службе в полиции

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА