Горы крупногабаритного мусора возле контейнерных площадок. Сотки земли, усеянной разлетевшимся из баков мусором. Счета за вывоз отходов там, где мусоровозов никогда не видели.
— Я хочу понять, как должно быть! — этими словами начал 13 мая встречу с генеральным директором ООО «Экосити» Михаилом Дементьевым глава района Николай Маслов. Надо сказать, что поначалу встреча отличалась от схода граждан разве что местом проведения — так много вопросов накопилось к ответственному лицу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) у сотрудников районной администрации и администраций всех поселений. Господину Дементьеву пришлось туго. «Экосити» работает в Новгороде, Чудовском, Маловишерском, Батецком и Любытинском районах. Гендиректор не может и не обязан знать все помойки на огромной территории, мастера же, непосредственно отвечающего за работу с ТКО в Вишере и Чудове (масштаб тоже нешуточный), на встрече не было. И зря, потому что представители «Экосити» могли узнать много полезного для себя.
Год назад, 1 июня, один из учредителей фирмы Станислав Уткин в интервью нашей газете по доброй воле и без всякого принуждения подробно рассказал, что будет делать «Экосити». Тогда прозвучало однозначно: место погрузки мусора региональный оператор убирает под метлу. Михаил Дементьев согласился, что так и должно быть. А что на самом деле? Мусор из не опорожненных вовремя баков разлетается по окрестностям и там остаётся. Грузчик-уборщик в кабине мусоровоза впервые замечен только в мае, до этого времени работал с баками один водитель.
На сегодняшний день Малую Вишеру обслуживают две единицы техники, сообщил гендиректор. Если бы только Малую Вишеру, в один голос возразили ему главы поселений и завотделом городского хозяйства: эти же машины работают и в Любытинском, и в Чудовском районах. Они не успевают убрать ТКО даже в городе, не говоря уж о деревнях, которых в районе 132.
Муниципальные власти не раз делали запросы относительно крупногабаритного мусора. Из «Экосити» и из министерства ЖКХ области приходят красивые ответы: крупногабарит вывозится один раз в неделю. Практика: в апреле его вывозили в городе дважды — 11 и 26 числа и не стопроцентно, а только то, что поместилось в машину. До микрорайонов она и вовсе не дошла. Следующая машина была только 8 мая — после неё крупногабаритный мусор остался даже в центре. Особый спор возник вокруг веток, которых сейчас полно возле многих контейнерных площадок. Они являются твёрдыми коммунальными отходами, но в соответствии с СанПиНом в норму накопления не включены. Если ветки попали в баки, их вывезут, но только порубленными на куски определённой величины. Насколько это реально, вопрос остался открытым.
Зимой на заседании правительства области, которое проходило в нашем городе, министр ЖКХ Ирина Николаева не раз повторила, что «мусорную реформу» тормозят нестыковки в законодательстве. Лишнее подтверждение тому нашлось и на этой встрече. Веребье поинтересовалось, улучшится ли ситуация, если местная администрация купит дополнительные контейнеры. «Экосити» согласно закивало головой. Бурга тут же возразила: обязанность по установке баков лежит на региональном операторе, а покупка контейнеров муниципалитетом является нецелевым использованием средств.
Вопрос о том, кто должен заниматься контейнерами, а также оборудовать площадки для них, долго оставался спорным. Суды ответственность возлагали в большинстве случаев на местную власть. И вот с начала 2019 года в законодательство по обращению с отходами и жилищное законодательство (постановление правительства РФ № 1572, закон № 458‑фз) внесены изменения, которые возложили обязанность приобретения, содержания, ремонта и замены контейнеров на регионального оператора. Казалось бы, всё понятно. Но регоператор в Новгородской области работает уже год, и в тариф ему, сказал Михаил Дементьев, эти расходы изначально не включены, а за собственный счёт покупать баки «Экосити» не может.
Кстати, некоторые позиции в правовых актах сформулированы так хитро, что ждать чистоты вокруг контейнеров придётся ещё долго. Например, управляющие организации обязаны содержать места накопления ТКО, однако просыпавшийся при погрузке мусор должен убираться сотрудниками регоператора. И как же, интересно, можно различить, какой пакет улетел при загрузке в мусоровоз, а какой вылетел из переполненного бака, поскольку этот самый мусоровоз слишком долго не приезжал? Несанкционированные свалки. Чтобы вывезти их, администрация должна объявить аукцион — это по одному федеральному закону. Вывозить и утилизировать мусор может только региональный оператор — это по другому федеральному закону. Словом, не так всё просто в мусорном деле, как иногда выглядит со стороны.
О сельских реалиях подробно говорил глава Бургинского поселения Александр Маршалов. По его территории уборщики, собирая выставленные на дорогу у каждого дома мешки, должны проехать 120 километров. Как это сделать за один день? Если же машина в назначенные дни не пришла, рядом с одним бесхозным пакетом скоренько образуется мини-свалка. Летом ситуация только усугубляется, поскольку население возрастает в разы. Администрация поселения готова организовать контейнерные площадки. В «Экосити» тоже прекрасно понимают, что одна остановка на улице гораздо лучше, чем 21. Но есть проблема с местом для площадок. Горожане притерпелись к этим малоаппетитным, к большому нашему сожалению, местам. Село упорно сопротивляется: баки нужны, пусть стоят, но только не у моего дома. Почему сопротивляется? Потому что у регионального оператора имидж уже подмочен: не вывезли мусор вовремя раз, не вывезли другой — образовалась куча. Кому она нужна под окнами и перед глазами?
В апреле-мае частный сектор получил счета за вывоз мусора. Многие сначала напугались, потом возмутились. И было отчего: счета-то выставлены с мая 2018‑го, цифры ошеломили. Особенно тех, кто мусоровозку ни разу в глаза не видел. По словам Александра Маршалова, весь год «Экосити» не вспоминало о существовании Медведя, Лопотня, Парней, хотя туда ходят школьный и рейсовые автобусы. Пришли квиточки в Ольховец — деревню, куда машины «Экосити» проехать не могут от слова «совсем» (мост не предназначен для грузовиков). Баки можно бы поставить на другой стороне реки, но далеко носить мусор — жителям не понравится; ставить рядом с мостом — водоохранная зона, Росприроднадзор не согласует площадку.
Это далеко не единственная деталь мусорной реформы на отдельно взятой территории, требующая осмысления. Когда машина идёт из Любытина, то уже к Веребью места в ней не остаётся, надо делать дополнительный рейс. А пока мусоровоз ездит по деревням, переполняются городские контейнерные площадки — на всю Вишеру приходится только три уборочных дня. Между прочим, в тёплое время года по закону мусор требуется вывозить ежедневно.
Региональному оператору надо бы подумать и о том, что в исторически сложившихся населённых пунктах мощные мусоровозы оказываются на положении слона в посудной лавке: подъезды к деревням и отдельным сооружениям узкие, машинам негде развернуться. Город и район отвечающий за них мастер на телефоне до сих пор не знает. Карты и схемы расположения контейнерных площадок в «Экосити» пересылались, по словам заведующей отделом городского хозяйства Ларисы Лазаренко, не раз. Толку никакого: деревня Некрасово и улица Некрасова в представлении уборщиков примерно одно и то же. Реестры контейнерных площадок у местных властей и регоператора почему-то не совпадают.
Получили счета за целый год и жители городского частного сектора. Многие остались в недоумении: контейнеров на их улицах нет; по телефону, указанному в квитанциях, отвечают, что плотные мешки с мусором следует выносить на обочины дорог. И что дальше? Пакетный сбор мусора имеет право на существование, но дееспособен он лишь при чётком графике вывозки, известном всем, как таблица умножения: такая-то улица, такой-то день и час. Пока его нет, а его нет и в помине! — очень просто захламить любую улицу, что летом грозит настоящей катастрофой.
По поводу квитанций. «Экосити» пользуется существующими базами собственников жилья и другого имущества. Избежать ошибок полностью тут практически невозможно. Особенно это коснулось людей, которые недавно поменяли место жительства, и дачников — иные получили сразу по две квитанции. Есть счета, выставленные на давно умерших людей и на земельные участки без жилых объектов. В каждом случае вопрос решается индивидуально: нужно попробовать дозвониться по телефону, указанному в квитанции, или написать сообщение на сайте ООО «Экосити». Нынешний шквал звонков понемногу спадёт, просто обиженных оказалось слишком много. Кстати, совершенно непонятная история случилась с жителями нескольких многоквартирных двухэтажных домов на улицах Мерецкова и Лесной. Они всегда пользовались контейнерами и в большинстве своём вполне законопослушные люди, готовые платить за вывоз мусора. Генеральный директор «Экосити» так и не смог внятно объяснить, почему им квитанции своевременно не посылались, зато сейчас пришли с кругленькими суммами.
Первый год работы регионального оператора породил множество вопросов. Не обсуждается только один — надо ли платить за вывоз ТКО. Надо, потому что мусор производят все от младенцев до глубоких стариков. Наличие или отсутствие письменного договора ничего в этом плане не меняет. Пени за просроченные платежи «Экосити» не взимает. Деньги можно заплатить в несколько заходов.
Михаил Дементьев записывал все прозвучавшие замечания, не отвлекаясь на беспрерывно звонящий телефон (вопросов у потребителей услуг много не только в Маловишерском районе). Итогом встречи (жаль, что не под протокол) стало твёрдое обещание генерального директора ООО «Экосити»:
- пересмотреть графики вывозки мусора,
- пересмотреть логистику с учётом пожеланий местных администраций,
- увеличить число или производительность мусоровозов.
Эта работа должна быть завершена до конца мая.
Мусорной темой в очередной раз интересовалась
Валентина БАЗАНОВА
Из статьи 24.6. закона РФ «Об отходах производства и потребления»
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
* * *
Региональный оператор «Экосити» приступил к оказанию услуг по обращению с ТКО с 1 мая 2018 года. Постановлением комитета по тарифной политике области от 14 декабря 2018 года утверждён единый тариф на услугу регионального оператора:
392,02 руб./м3, действует с 01.01.2019 до 30.06.2019;
439,08 руб./м3, действует с 01.07.2019 до 31.12.2019.