Среда, 23 октября 2024

Редакция

Передовое подразделение

80 лет назад, 1 июля 1940 года, была образована Чудовская дистанция пути. В газетных подшивках разных лет нашлось немало материалов, авторы которых рассказывали о её славной истории, о людях, которые трудились здесь с первых дней, в тяжёлое военное и послевоенное время, когда нужно было быстро восстанавливать разрушенное, делали всё для развития и укрепления путевого хозяйства в последующие годы.

Первым начальником Чудовской дистанции пути с 1940 по 1962 год был Пётр Фёдорович Волков.

«Человек, всю жизнь отдавший делу развития железнодорожного транспорта, — писал о нём известный чудовский краевед, знавший его лично, Э.С. Ольховский. — Без специального образования, окончив всего 4 класса церковно-приходской школы, он, благодаря своим природным способностям, настойчивости, путём самообразования и большого практического опыта смог подняться до уровня инженера-путейца. Впоследствии за трудовые заслуги и безупречную многолетнюю работу был награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени и знаком «Почётному железнодорожнику».

В составе дистанции в те годы было 9 околотков (переданных от Маловишерской, Тосненской и Волховстроевской дистанций пути). Из технических средств — снегоочиститель и дрезина. Пассажирские поезда ходили тогда со скоростью 90 км в час, грузовые — 70. С первых дней остро стоял вопрос укомплектования штата: в первую очередь были нужны специалисты технического обустройства. Закончить работы помешала Великая Отечественная война: многие железнодорожники были мобилизованы на фронт, оставшиеся должны были обеспечить содержание пути. Рабочий день был продлён до 10 часов, отпуска отменены, введено казарменное положение.

Уже 11 июля 1941 года на Чудовский железнодорожный узел был совершён первый воздушный налёт, и дальше бомбардировки следовали одна за другой, часто по нескольку раз в день. Враг любой ценой стремился парализовать важный железнодорожный узел и подходы к нему. До оккупации станции Чудово немецкими войсками работники дистанции пути под непрекращающимися бомбёжками восстанавливали пути, чтобы через станцию ночью и днём шли поезда, которые везли военные грузы, эвакуированных людей и оборудование заводов и фабрик вглубь страны.

«16 августа Чудово подверглось массированному налёту фашистской авиации, в котором участвовало до ста самолётов противника. Станция была превращена в кромешный ад: горели составы, взрывались вагоны с боеприпасами, цистерны с горючим и нефтепродуктами. Постоянно рискуя жизнью, группа железнодорожников во главе с дежурным по станции В.Д. Игнатьевым расцепляла горящие составы, стремясь вывести вагоны со снарядами и авиабомбами за пределы станции. Бомбардировка нанесла огромный ущерб путевому хозяйству. Но путейцы в короткий срок смогли восстановить движение по главному ходу...» («Подвиг чудовских железнодорожников», Э.С. Ольховский, июль 2000 г.)

18 августа 1941 года в результате попадания авиабомбы выведен из строя железнодорожный мост через реку Волхов, а 20 августа город захвачен немцами.

Работники Чудовской дистанции пути, не призванные на фронт в годы войны, работали в составе Волховстроевской, Архангельской дистанций пути, а также в составе 11-го военно-восстановительного поезда, начальником которого был назначен Волков. В руководящий состав поезда входили начальник отдела кадров дистанции Б.С. Степанов, дорожные мастера И.И. Ландов, Ф.Д. Мельников, Н.А. Михайлов. Чудовские железнодорожники восстанавливали пути на участке Тигода — Волховстрой, в Архангельске укладывали дополнительные пути к морскому порту. В 1942-м укладывали пути на железнодорожных ветках Кабожа — Чагода, Неболчи — Любытино. Восстанавливали Бологовский железнодорожный узел.

Когда в январе 1944-го Чудово было освобождено от врага, первыми вслед за советскими воинами на станцию прибыли железнодорожники.

«Большой ущерб нанесла война железной дороге. На станции Чудово все пути были разрушены. На перегоне Чудово — Волхово немцы сняли рельсы и устроили гужевую дорогу. Были взорваны железнодорожные мосты... разрушены пристанционные сооружения и вокзалы, в том числе и чудовский...» («Подвиг чудовских железнодорожников», Э.С. Ольховский, июль 2000 г.)

В тяжелейших условиях железнодорожники приступили к работе и в короткий срок восстановили путевое хозяйство: первый грузовой состав проследовал через Чудово на Ленинград 23 февраля, а в марте 1944 года было открыто регулярное движение поездов.

«20 марта из Москвы в город на Неве прошёл поезд «Красная стрела». И пусть поезд шёл со скоростью менее 40 километров в час, и сзади к нему была прицеплена платформа с зенитными орудиями, этот день стал праздником для всех, особенно для железнодорожников. Огромные усилия и жертвы были ненапрасными: дорога жила и действовала. 11-й военно-восстановительный поезд был расформирован, и Чудовская дистанция пути возобновила работу...» («Подвиг чудовских железнодорожников», Э.С. Ольховский, июль 2000 г.)

1944 год. Район г. Чудово. Восстановление разрушенного железнодорожного моста. Из книги «Чудово и Чудовский район»

В послевоенные годы коллектив дистанции пути проделал большую работу по укреплению путевого хозяйства, строительству жилья и производственных зданий. С 1957 года началась подготовка линии Ленинград — Москва к электрификации. Параллельно проводилась работа по замене верхнего строения пути на более мощное.

«Сейчас многие околотки и участки дороги Чудовской дистанции пути находятся в отличном состоянии. Бригады путейцев в тяжёлых зимних условиях трудятся не покладая рук. Бригада И.И. Ланцова, несмотря на наличие на околотке большого числа участков с больным земельным полотном, добилась отличной оценки состояния пути — 8 баллов... Всё это благодаря упорному труду, широкому применению механизмов и хорошо организованному социалистическому соревнованию...» («Советское знамя», февраль 1958 года)

В 1962 году на участке Ленинград — М. Вишера пошли первые электропоезда, свой вклад в это внесли и путейцы Чудовской дистанции пути. С 1963 года на главном ходу Ленинград — Москва начал эксплуатироваться бесстыковой путь с рельсами Р-65 на железобетонных шпалах, началась укладка скоростных стрелочных переводов. На перегоне Любань — Бабино испытывались опытные поезда со скоростью до 235 километров в час. С этого периода начался отсчёт времени внедрения скоростного движения на сети дорог, полигоном для которого стала Чудовская дистанция пути.

С 1969 года на дистанции осваиваются стрелочные переводы с подвижным сердечником крестовины, которые позволили обеспечить пропуск пассажирских поездов со скоростью до 200 км в час. Первоначально испытывали поезд РТ-200 «Русская тройка», в дальнейшем — электропоезд ЭР-200.

«...Растут скорости на Октябрьской железнодорожной магистрали. Если сейчас поезда здесь развивают скорость до 140 км в час, то уже идёт разговор и о двухстах. И не только разговор. 23, 25, 26 июня можно было видеть состав из двух пассажирских вагонов, следовавший через нашу станцию. Его скорость равнялась 160 км. А как путь? Пригоден ли он для высоких скоростей?

— На участке Чудовской дистанции, — говорит зам. начальника дистанции Н.Г. Бойко, — путь в отличном состоянии. Он готов принять поезда со скоростью 200 км в час. Путейцы обеспечат безопасность их движения...» (Т. Андреева, «Родина», июль 1970 года)

За выполнение работ по подготовке путевого хозяйства к скоростному движению дистанция пути была награждена памятным Красным Знаменем руководства и Дорпрофсожа Октябрьской железной дороги, отмечена дипломом и ценным подарком ВДНХ.

К полувековому юбилею (в 1990 году) в обслуживании Чудовской дистанции пути находились: участок с 55-го по 158-й км линии Ленинград — Москва и с 8-го по 107-й км линии Чудово — Волховстрой, станционные и подъездные пути 22 станций. В штате состояло 450 человек. В составе дистанции было 7 механизированных и 4 линейных участка, работавших на бригадном подряде. За I квартал 1990 года балльная оценка текущего содержания пути составила 174 балла при плане 200.

В то время на Чудовской дистанции пути трудились: Почётный железнодорожник, кавалер ордена «Знак Почёта» П.Е. Ушанов, главный инженер Б.Ф. Мельников, зам. начальника по кадрам и сбыту С. Романов, бригадир стройцеха В.Д. Леонтьев, наладчик путевых машин и механизмов А.А. Романов, дорожный мастер В.Ф. Ильин, монтёр пути А.Я. Кирсанов, оператор дефектоскопа В.К. Малышев, распределитель работ Н.Н. Кораблев и многие другие.

В 90-х произошла реорганизация подразделения, и Чудовская дистанция пути перестала существовать, но для многих чудовцев, жизнь которых была связана с железной дорогой, эта дата по-прежнему является памятной и важной.

По материалам газет
прошлых лет подготовила
Татьяна ИВАНОВА
Фото из архива редакции

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА