Суббота, 27 июля 2024

Редакция

С песней по жизни

Варвара Михайловна Садкова из деревни Порожки отмечает свой 90-летний юбилей 25 декабря. Эта дата стоит в её паспорте. А родилась она 17 декабря, в Варварин день, в деревне Михалково. И была третьим ребёнком в семье.

Детство военное

«Отца у нас не стало, когда мне исполнился год, — рассказывает Варвара Михайловна. — Он заболел и умер ещё до войны. Мама тоже тяжело болела, поэтому нами, детьми, занималась бабушка. Старшую сестру забрали на подработку родственники в Ленинград, и она во время блокады жила и работала там. Немцы пришли в нашу деревню в самом начале войны, молодёжь угнали в лагерь. Брат мой бежал оттуда и воевал в партизанском отряде. Погиб под городом Бреслау, когда было ему всего 16 лет. Нам пришло извещение от командира отряда. В письме он с благодарностью и скорбью сообщал, что отряд потерял замечательного человека, то есть нашего брата. Мама много лет бережно хранила этот военный треугольничек, а мы по многу раз его перечитывали и выучили текст наизусть».

«Под немцами было нелегко, — вспоминает военное лихолетье моя собеседница. — Жить приходилось в окопах. Ночами даже спать боялись. Недалеко от деревни проходила железная дорога, бомбили каждый день. Мы, 10–12-летние дети, старались помогать взрослым. Немцы держали пойманных партизан в банях, а мы украдкой под рекой пробирались туда и приносили из дома что-нибудь поесть. Однажды кто-то помог сбежать пленникам, а мы пришли, как обычно, их подкормить. Из бани выскочил немец и стал по нам стрелять, мы чудом спаслись, убегая по кустам.

Бывало, немцы сгоняли жителей деревни и на глазах у всех избивали провинившихся. Помню, трёх мальчишек три дня били за украденный генератор. А ещё троих расстреляли в лесу за то, что они разрезали колёса у машины и вытащили резину.

Нас, ребятишек помладше, фашисты иногда заставляли загонять им зайцев во время охоты. За это, правда, паёк нам выдавали. Суп с капустой был густой, дома мы его разводили и ели все вместе. Иногда даже пудинг давали».

«Послевоенное время было тоже очень тяжёлым: голод, разруха, — продолжает рассказывать Варвара Михайловна. — Нам, подросткам, приходилось пахать на быках, лошадей ведь не было. А быки в жару заберутся в реку — их не выгнать оттуда, хоть плачь. Когда я стала постарше, зимой отправляли на лесозаготовки. А весной — опять пахота. Так и отработала все трудовые годы в полеводстве. Только сначала в колхозе «Знамя Октября», потом — в совхозе «Октябрьский». Уже будучи на пенсии немного в ветлечебнице поработала. Подруга попросила помочь ей. И про нас говорили: «У нас в деревне работают только Нюша да Варуша».

Недолгое семейное счастье

Работа работой, а юность брала своё. На одной из вечёрок познакомилась Варя со взглядским пареньком Ваней. И вскоре вышла замуж. В молодой семье родилось четверо детишек: три девочки и мальчик. Муж Иван Иванович Садков работал в колхозе агрономом. Его знали и уважали во всей округе.

Шло время, дети подрастали. Беда пришла нежданно: на сорок втором году заболел и умер муж. И ребятишек дальше поднимать Варваре пришлось одной. Ночами она плакала в подушку, а утром вставала чуть свет, топила печь, доила корову, кормила кур, готовила еду детям, а потом бежала на работу. С покоса ли, с пахоты ли возвращались труженицы всегда с песней.

Работа работой, а юность брала своё. На свидании

«Я помню, — говорит дочь моей героини Мария, она присутствует при беседе, — как мама и другие женщины идут с поля, загорелые до черноты, поют песни. Да мама и дома у нас всегда пела, и мы с нею. Бывало, выйдем всей семьёй картошку полоть и поём. На всю деревню слышно. Голос у мамы был замечательный. Её песни даже из Москвы приезжали записывать. Предлагали в город тогда поехать, но она отказалась».

Дети выросли, разъехались на учёбу, потом дочери вышли замуж, сын женился. Пришло время внуков. Но снова удар судьбы: неизлечимо заболела средняя дочь и умерла. Страшное горе для матери — хоронить своего ребёнка. «Не дай Бог никому такое пережить, — с дрожью в голосе говорит Варвара Михайловна, — а ведь у доченьки на ту пору было двое маленьких деток». И опять не осталось времени и места для отчаяния — нужно было помогать зятю поднимать внуков. На все каникулы бабушка забирала их к себе и всегда помогала чем могла. Когда внуки подросли и, казалось бы, можно было отдохнуть, снова беда — сгорел дом. Поздней осенью, ночью, босиком, в ночной рубашке выскочила из горящего дома Варвара Михайловна. Огонь уничтожил всё. Добрые люди помогли пережить и этот удар судьбы: кто-то принёс одежду, кто-то — обувь, посуду. Родственники пустили жить в один из пустующих домов.

Подарок к юбилею

Десять лет назад, к 80-летнему юбилею, Варвара Михайловна получила квартиру. «Спасибо главе района Александру Ивановичу Лыжову, мне её дали, — говорит ветеран труда. — А дети и внуки ремонт сделали. Теперь мне здесь хорошо и уютно. Детки у меня заботливые, внуки замечательные. Уже семь правнуков и две правнучки есть — вот какая я богатая! — с гордостью говорит моя собеседница и добавляет: — А ещё я очень благодарна заведующему нашим сельским клубом Сергею Андрееву, его жене Валентине, библиотекарю Валентине Степановой за их чуткое и внимательное отношение к нам, пожилым людям. Они всегда приглашают нас на праздники, и я с огромным удовольствием хожу в клуб».

Работники сельского Дома культуры в свою очередь сказали, что ветераны — это их звёздочки: они и стихи читают, и песни поют. А Варвара Михайловна ещё и частушек много знает. Удивительно, но у моей героини необыкновенная память: она и мне читала стихи, одно из них было напечатано на советской листовке, сброшенной с самолёта в годы войны на их деревню. Стихов она помнит очень много и, смеясь, призналась: «Я и сама не знаю, ведь я их не учила, они как-то сами запоминаются».

До сих пор не расстаётся моя героиня и с песней.

— Какая же песня у Вас любимая? — поинтересовалась я.
— Любимых много, — говорит моя собеседница. — Это и «Сорвала я цветок полевой», «Старею, старею, но не жалею...».

По моей просьбе Варвара Михайловна исполнила такую замечательную песню, которую я никогда раньше не слышала.

— Петь я любила и люблю, но голоса теперь нет, — улыбается певунья.
— Мама всегда шла по жизни с песней, — добавляет дочка. — И это ей очень помогало. А мы благодарим Бога за то, что она сейчас с нами, и молимся, чтобы мама жила ещё долго.

Мне совсем не хотелось уходить из уютной квартиры моих новых знакомых, я готова была бесконечно слушать рассказы Варвары Михайловны. А написать всё о её удивительной судьбе в газетной статье просто невозможно. О таких людях нужно писать книги.

Сегодня, в день юбилея, Варвара Михайловна принимает многочисленные поздравления. И мы, сотрудники районной газеты, от всей души поздравляем нашу землячку с днём рождения и желаем крепкого-крепкого здоровья, любви и заботы родных и близких.

Именно о таких людях, как Варвара Михайловна Садкова, губернатор области Андрей НИКИТИН в своём обращении к пожилым людям сказал: «Старшее поколение во всём и всегда является для нас примером. Мы учимся у вас неравнодушию, добросовестному отношению к делу, любви к родной земле, ценим ваши знания, опыт и всё, что вы сделали для развития Новгородской области!».

Людмила НИЛОВА
Фото автора и из архива семьи Садковых

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА