Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Они солдаты, их терять нельзя

Внук солдата Великой Отечественной войны побывал на месте гибели деда.

Сегодня все в одном строю

В нашем районе завершился весенний этап межрегиональной Вахты Памяти, в котором участвовали более двадцати поисковых отрядов из России и ближнего зарубежья. За весеннюю вахту подняты останки 390 бойцов рабоче-крестьянской Красной армии, воевавших и погибших за Приильменье.

6 мая на воинском захоронении «Ясная Поляна» с воинскими почестями преданы земле останки около тысячи бойцов. Удалось установить имена 20 солдат, которые не были увековечены на памятных плитах. Среди них: уроженцы Иркутской области Огородников Иван Захарович 1918 г. р. и Семенов Александр 1907 г. р.; Мамонов Иван Алексеевич 1919 г. р. из Пензенской области; Щеберев Михаил Иванович 1923 г. р. из Омской области; Бахаев Дмитрий Иванович 1916 г. р. — уроженец Рязанской области; Козлов Фёдор Николаевич 1902 г. р. из Ярославской области; Григорович Григорий Петрович 1915 г. р. — уроженец Украинской ССР; Римша Фёдор Сазонович 1904 г. р. из Новосибирской области и другие. И вот спустя десятилетия после победных залпов, известивших об окончании Великой Отечественной войны, они встали в свой последний строй вместе с друзьями-однополчанами. Они погибли, но победили. Над ними склоняются знамёна поисковых отрядов, им несут цветы благодарные потомки и навсегда остаётся память о мужестве солдат, отстоявших мир.

Цветы  защитникам  Приильменья

«Нам не удастся вернуть имя каждого, кто был найден во время нынешней поисковой экспедиции, но мы можем сделать всё возможное, чтобы помнить всех и преклоняться перед их подвигом, — говорят поисковики. — 20 имён — это очень мало, но лучше, чем ничего. И мы благодарны каждому красноармейцу за спасённую землю».

Ушёл на фронт, чтоб не вернуться никогда

Такая участь ждала многих солдат Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года мирную жизнь советского народа нарушил враг, и каждый считал своим долгом дать ему отпор, вступая в ряды рабоче-крестьянской Красной армии по призыву или добровольцем. Ушёл на фронт и Римша Фёдор Сазонович. И не вернулся. Ничего не знала о судьбе солдата его семья. В 2019 году благодаря работе поисковых отрядов на территории нашего района удалось установить место смерти уроженца Новосибирской области.

В августе 2019 года отряд «Новгородская кадетская рота» обнаружил останки бойцов и медальоны. «Текст записки из медальона красноармейца Римши Фёдора Сазоновича, найденного в урочище Сомшино, сразу прочитать не смогли, — рассказал командир поискового отряда «Новгородская кадетская рота» Анатолий Иевлев. — Отдали сотрудникам Центра экспертизы, которым удалось «вытащить» всю информацию. Поверьте, это чрезвычайно сложная работа, и у экспертов её сейчас очень много. В лаборатории найденные медальоны могут лежать месяц, год, два, и только потом что-то начинает проявляться на бумаге».

В глобальной сети Интернет поисковики разместили полученную информацию, нашли родных бойца, которые и сами активно вели поиски. И вот его внук Сергей Сазонов с женой Ольгой прилетели из Томска на парфинскую землю. В их семье бережно хранят и передают из поколения в поколение память о воине, рассказы бабушки, матери, тёти.

Благодаря специалистам прочитан текст записки из солдатского медальона

Искали и нашли

Римша Фёдор Сазонович работал в колхозе бригадиром. 30 сентября 1941 года пришла повестка, а он — на уборке в поле. Пришёл домой, попрощался с семьёй, сказав жене, чтобы она не провожала: сборный пункт находился в соседнем селе за 5 километров. Как же не провожать? «Серёжина мама рассказывала, что он не хотел, чтобы его провожали, — вспоминает Ольга. — Путь был неблизкий, надо было даже переправляться на лодке через реку. Но она всё равно побежала: в чём была, босая, в фуфайке с чужого плеча, что дал дядя, провожала его на фронт».

370‑я стрелковая дивизия, куда зачислили Фёдора Сазоновича, формировалась в Асино. В архивной справке, что находится в свободном доступе в Интернете, говорится: «370‑я стрелковая дивизия, рождённая в суровые годы Великой Отечественной войны на сибирской земле, прошла славный боевой путь. Дивизия формировалась на основании директивы НКО СССР № 005 от 28 августа 1941 года на станции Асино Томской железной дороги (ныне г. Асино Томской области) в период с 14 сентября по 25 сентября 1941 года.

...Вместе с другими стрелковыми дивизиями вошла в состав 58‑й армии, сформированной 10 ноября 1941 года, передислоцирована на территорию Архангельского военного округа для развёртывания работ по оборудованию оборонительного рубежа.

...Во второй половине февраля 1942 г. 370‑я стрелковая дивизия была переброшена на Северо-Западный фронт. Выгрузившись на ст. Любница Новгородской области, дивизия вошла в состав 34‑й армии. 28 февраля 1942 года приняла боевой участок в районе южнее ст. Пола Новгородской области. Здесь дивизия получила первую боевую задачу на наступление в направлении Горчицы — Новая Деревня — Туганово — Симаново...».

Фёдор Сазонович написал домой три письма: первое — из учебного центра, второе — из-под Архангельска, в котором просил жену прислать тёплые вещи. Последнее письмо семья получила в конце февраля 1942 года. «Вероятно, оно было написано перед тем последним боем», — строит версии Сергей.

И всё. Тишина... Ни письма, ни весточки, ни похоронки, но родные верили, ждали, надеялись, что солдат жив и вернётся домой. Когда в конце войны с фронтов стали возвращаться комиссованные солдаты, в село пришёл человек и рассказал историю случайного знакомства.

«Он ехал в поезде и встретил солдата с ампутированной ногой, — рассказывает Сергей. — Мужчины разговорились, познакомились. Оказалось, что случайный знакомый воевал с моим дедом — Фёдором Сазоновичем. И он видел его в том последнем бою. Неприятель встретил их пулемётным огнём. Раненые и убитые красноармейцы падали на землю. Их командир — молодой лейтенант — получил серьёзное ранение в живот, кричал и мучился от боли. Мой дедушка подполз к нему, чтобы перевязать рану. В это время рядом с ними прогремело несколько взрывов. Рассказчик получил серьёзное ранение, потерял сознание и очнулся только в госпитале. Что случилось с дедом и с другими бойцами, он не знал, только мог предполагать».

Фотография  на память:  поисковики и гости  из  Томска

Закончилась война, выросли дети Фёдора Сазоновича, родились внуки, которые хотели знать, где погиб их дед. Для этого Сергей вёл долгие поиски: изучал военные документы, боевые донесения, журнал боевых действий 370‑й стрелковой дивизии.

И вот удача. Новгородские поисковики нашли медальон деда и личные вещи — железную кружку, пробитую осколками, установили место его гибели. «Трудно передать те чувства, что сейчас испытываю, подобрать слова, — говорит Сергей. — Теперь все многочисленные родственники Фёдора Сазоновича знают, где погиб и похоронен дедушка. Живы его дочери: моя мама Антонина Фёдоровна, ей 90 лет, и Екатерина Фёдоровна, ей 94 года. «Ясная Поляна» — то место, куда обязательно будем приезжать, привозить детей. Он похоронен вместе со своими однополчанами, и его останки преданы земле со всеми воинскими почестями. Побывал и на месте его гибели, где установлена памятная табличка.

Теперь мы в какой-то степени породнились с парфинцами. От посещения района и знакомства с людьми остались только самые приятные впечатления. Огромная благодарность поисковикам — замечательным ребятам, выполняющим эту благородную и такую важную работу».

Кстати, на новгородской земле воевали два предка Сергея Сазонова. Кроме деда Фёдора Римши под Холмом в 1944 году погиб и его дядя — младший сержант Дмитрий Андреевич Сазонов. Здесь также установлена памятная табличка с фотографией.

Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора и из открытых источников Интернета

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА