Ветеран СВО Николай Вальков и его супруга Марина на добровольных началах занимаются патриотическим воспитанием молодёжи (газета «Звезда»)
В Новгородскую область Вальковы переехали четыре года назад. Прибыли с Дальнего Востока с двумя детьми-школьниками, парой чемоданов и, как сами говорят, большим желанием быть счастливыми на новом месте. Новгородчина приморцам полюбилась. Подошел климат, понравился наш древний город, пришлась по душе Божонка, где они и живут.
Николай Викторович по специальности энергетик, работает проектировщиком электросетей. У Марины Павловны – педагогическое образование. По диплому она учитель истории и обществознания, но более 15-ти лет отдала дошкольному образованию.
Вальковы – из тех супружеских пар, про которых говорят: на одной волне. Во время общения это особенно заметно. Взаимная поддержка, уважение, понимание, согласитесь, очень важны для гармоничных отношений.
Кто, если не мы?
Когда осенью 2022 года объявили о частичной мобилизации, Николай Викторович без раздумий отправился в военкомат, просить повестку. Возраст был, уже, конечно, не призывной. Но глядя на ситуацию и реакцию некоторых молодых людей он решил: «А кто, если не мы?». За плечами – три года службы в Тихоокеанском флоте, а советская армейская закалка – это навсегда.
– Вот в этом вопросе он со мной как раз не советовался, – уточняет Марина Павловна. – В свой день рождения, 4 октября, положил на стол повестку, 10 отбыл на пункт подготовки, а оттуда в составе новгородского 1008 полка – на фронт.
По документам Валькова определили водителем. Вот только машину не сразу дали. Под транспортное средство приспособили смекалистые бойцы железнодорожную дрезину. На этих четырех колесах и снаряды подвозили, и стройматериалы для блиндажей. Целый городок в лесу своими руками построили, даже баню с парилкой соорудили.
– Мы – обычные солдаты, пехота, последняя линия обороны для артиллерии. Если противник наступает, мы стоим до последнего, пока наша арта не отойдет с позиции. А им минут 40 надо, чтоб собраться и уехать. Долбили нацики по нам, конечно, нехило – утром, днем и вечером, с небольшими передышками.
На СВО он получил позывной Сэнсэй. Ротный так прозвал: раз с Дальнего Востока, значит мудрый и рассудительный. А он и не против был опыт свой передавать, хотя бы житейский. Молодежь-то нынче даже в быту не приспособлена, не то что в бою.
– Не все, конечно, такие. Есть очень толковые ребята. Но и детин, что в 25-30 лет ни гречку сварить не могут, ни буржуйку протопить – тоже достаточно.
Новый опыт
Как и многие жены, Марина ждать мужа сложа руки не могла. Понимала, что ребятам вдали от дома непросто приходится, не понаслышке знала, в чем нуждаются. Знакомые рассказали о группе добровольцев «За други своя», к которым она примкнула. Регулярно приезжала на базу в областной центр, где в дружной компании формировала посылки, научилась шить и собирать тактические носилки, освоила технику плетения маскировочных сетей.
Позже волонтерский штаб появился в Божонке, под него выделили кабинет в школе. Под руководством Марины Павловны сети заплетают дети, причем наибольшую активность проявляют ученики начальных классов.
– На переменах ко мне прибегают, и так ловко у них получается! Маленькие муравьишки, а быстро вяжут узелки – наравне со мной. К концу учебного года, конечно, спрашивают: «А сколько мы сеток сделали?» Так вот, посчитала: за полгода 60 штук на передовую отправили! На время летних каникул работа приостановилась – дети разъехались по бабушкам, лагерям. А я решила, буду учиться плести нашлемники – кочки называются. На них тоже запрос имеется.
Есть идея о музее
Николай Вальков вернулся домой в апреле 2023 – попал под приказ о демобилизации граждан в возрасте 50+.
– Приехал целый и невредимый, с трофеем в виде осколка от вражеского снаряда, который чудом его не задел, пролетев в сантиметре, – говорит жена.
– По счастливой случайности я жив остался, – соглашается Сэнсэй. – На долю секунды бы замешкался, и всё. Ребята со мной уже мысленно попрощались, капитан белый стоял, как мел. Теперь осколок этот в школьный музей передал. Администрация школы поддержала идею организовать экспозицию, посвященную землякам – участникам СВО.
– А много ваших на передовой: божонских, новоселицких? – спрашиваю.
– Да. Я ведь там даже с соседом по огороду познакомился – Андрюха с позывным Слон. На гражданке по телефону созванивались, но никогда не виделись. А там встретились. «Ты откуда?» – «Из Божонки». Вот дела! Дима Бучков (Буча) тоже из нашей деревни, Сергей Яковлев – из Новоселиц. Много ребят, всех не перечислишь. Есть, к сожалению, и погибшие, их память необходимо увековечить, и это тоже одна из задач будущего музея.
Личным примером
В статусе ветерана СВО Николай Викторович занимается патриотическим воспитанием молодежи. Проводит уроки мужества, вместе с членами регионального отделения «Боевого Братства» выезжает на мастер-классы по сборке-разборке автомата и другим военным дисциплинам. Беседуя с детьми, он всегда акцентирует внимание на том, что сейчас для них действительно важно: быть честным человеком, верным товарищем, учиться и развиваться, чтобы знаниями и умениями приносить пользу своей стране. А мальчишкам повторяет о том, что они – главные защитники Родины и своей семьи.
– Для нас, взрослых, главное – не упустить молодежь, дать им правильные ориентиры. Не морали читать, а воспитывать личным примером, – рассуждает собеседник.
Забыть бы ему про все и жить мирной жизнью. На работу ходить, картошку сажать, с женой по набережным гулять. Вот только не могут так Вальковы.
– Как же от этого отстраниться можно? СВО не закончилась, и парни там стоят на рубежах, чтобы неонацизм не ступил на нашу землю, чтобы дети наши на асфальте солнце рисовали, а не в подвалах сидели. Мы должны быть сплоченными и вместе работать для Победы, которая достается очень большой ценой, но обязательно будет за нами.