О проектах и планах Фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая.
В районном музее прошли Маклаевские чтения. Мероприятие традиционно проводится 17 июля — в день рождения Николая Николаевича Миклухо-Маклая, великого путешественника, девизом которого было «Видеть всё собственными глазами». И 17 же июля в нашей стране свой профессиональный праздник отмечают этнографы.
О современных экспедициях в Папуа — Новую Гвинею, где в XIX веке жил и подробно описывал регион, традиции и быт папуасов знаменитый исследователь, о просветительских проектах, цель которых — на примере Океании заинтересовать российских школьников географией, зародить в них интерес к путешествиям и научному анализу, мы поговорили с Николаем Николаевичем МИКЛУХО-МАКЛАЕМ (двоюродным праправнуком, полным тёзкой), руководителем Фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая, учёным Института востоковедения Российской академии наук (РАН).
— Николай Николаевич, недавно у вас состоялась встреча с Алексеем Загребиным, исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии РАН. Обсуждали вы в том числе и окуловские Маклаевские чтения. В каком контексте?
— Мы говорили о том, что чтения достойны более высокого уровня. Ваш районный музей — единственный на сегодняшний день в России, где представлена выставка, рассказывающая и о жизненном пути моего прапрадеда, уроженца Окуловского края, и о его исследованиях, о его значении для мировой и отечественной науки. Да, конечно, в ряде других музеев есть в фондах подборки предметов, которые Миклухо-Маклай привозил из своих экспедиций, есть временные экспозиции, но только в Окуловке настолько полно раскрыты человек и его работа. И поэтому я убеждён, что окуловским Маклаевским чтениям нужно придать федеральный статус с привлечением ведущих российских и зарубежных этнографов. И руководитель Института этнологии и антропологии РАН со мной согласился.
— Ваш Фонд разработал и запустил несколько образовательных кейсов, участие в которых принимают и окуловские школьники тоже. Уже можно говорить о каких-то результатах?
— Осенью 2022-го стартовал проект «Русские географические названия: история открытий». Мы на 21 планшете визуально представили интересные факты о путешествиях отечественных мореплавателей и учёных, дополнили их онлайн-рассказами. А год назад в таком же формате запустили другой цикл — «Россия в регионе Южных морей. По следам русских открытий». Он повествует об исследователях региона Южных морей XIX века.
Эти выставки-рассказы предназначены для занятий в рамках дополнительного образования — они адаптированы для учащихся 5–9 классов и снабжены подробными методическим рекомендациями для педагогов. То есть, учителя могут эти материалы использовать постоянно — и в урочной, и во внеурочной работе.
Скажу, что интерес у учебных заведений есть: планируем одно количество планшетных выставок, фактически же проводим намного больше, поскольку заявки от школ и гимназий всё поступают и поступают.
— В этот раз на Маклаевеских чтениях вы презентовали новый образовательный проект «Российские исследователи Океании. Открытия наших дней»…
— Запрос на рассказ об экспедициях, которые проводятся в наши дни, поступил как раз от школ. И он обоснован. Детям на уроках географии в основном говорят о давних путешествиях в новые земли. И у ребят складывается ощущение, будто бы всё, что можно было открыть, давно открыли, а сейчас исследовать уже больше нечего. Но это же не так! Мы обобщили материалы пяти экспедиций в Папуа — в период с 2017 по 2024 год, из отснятого в наших путешествиях видео смонтировали 30 минутные фильмы, показывающие, что делают учёные в поездках — как собирают информацию, предметы быта и культа местного населения, как описывают эти объекты и многое другое.
Задача данного проекта: помимо популяризации предмета география, зародить в школьниках желание самим стать исследователями, включиться в научный процесс познания.
— Что вы изучали в последние ваши визиты в Папуа — Новую Гвинею?
— Во-первых, я посетил отдалённые деревни Берега Маклая — со времени, когда он там побывал, ни один этнограф туда не наведывался. Во-вторых, в поле моего внимания были селения вокруг озера Кутубу и города Кунду.
Я анализировал, какие в связи с глобализацией и появлением интернета произошли изменения в бытовом, культурном плане на этих землях, если за точку отсчёта брать материалы моего прапрадеда. И сейчас можно констатировать: традиции там очень крепкие — передаются из поколения в поколение и до наших дней дошли такими же, какими их наблюдал Миклухо-Маклай в XIX веке.
Ещё одной из задач была попытка проследить родовые связи. Николай Николаевич в 1846–1888 годах собрал коллекцию черепов жителей Папуа. Их обычно привязывали к крышам хижин в память о предках. Они не представляли ценности для папуасов, и их передали учёному добровольно. Проведенные им исследования на основе собранной коллекции позволили доказать несостоятельность расистских теорий о том, что темнокожие расы находятся на низшей ступени развития и не могут считаться Homo sapiens, как европейцы.
Ряд черепов пополнил Музей Антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, другие оказались в Сиднее. И два года назад я, будучи в Австралии, с этой коллекцией познакомился. Часть черепов были именные — то есть, передавая их Миклухо-Маклаю, папуасы называли имена своих сородичей, кроме того, имелась информация и о месте их проживания. Я предпринял попытку найти потомков людей, черепа которых хранились в музее Сиднея. И нашёл. Меня интересовало, помнят ли местные жители имена своих предков, смогут ли назвать деревни, в которых те проживали, определить род их занятий, ведь прошло почти полтора века с того момента, когда они умерли. К моему удивлению, старейшины практически сразу указывали, из какого поселения происходил человек с подобным именем, и кто его родственники.
Сегодня в Папуа уже не привязывают черепа к крышам, умерших предают земле. Семьи попросили меня помочь им вернуть останки на родину для захоронения и официально передали полномочия представлять их интересы в Австралии. В музее Сиднея отнеслись с пониманием к обращению и сейчас мы согласовываем процедуру.
— Николай Николаевич, вы из своих экспедиций, так же, как и ваш прапрадед, тоже привозите вещи, представляющие интерес для науки. Большую коллекцию собрали?
— Более 250 объектов изучения и хранения, причём, это всё — предметы бытования, то есть, люди ими пользовались в хозяйстве. В последних поездках удалось собрать приличное количество комплектов традиционной, но современной одежды — как мужской, так и женской. Почти все экспонаты уже описаны, как того требуют научные и музейные правила. Кроме того, всё, что привозим, оцифровываем и выставляем в онлайн-музее Фонда.
— Когда снова отправитесь к Берегу Маклая?
— Буквально через несколько дней. На этот раз со мной полетит сын. Ему — восемь лет, но он уже многое знает об исследованиях Миклухо-Маклая в XIX столетии и об экспедициях XXI века. Это было его решение — отправиться со мной. И я его поддержал.
Фото Ярослава Харичева и из архива Фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая