Священник из села Борисово Старорусского района Николай ЕПИШЕВ считает, что знание прошлого своей страны способствует её развитию в настоящем и будущем.
Недавно мы встретились с ним в деревне Велебицы около церкви Иоанна Богослова, куда иерей приехал для проведения ежегодного крестного хода в память о Шелонской битве, погибших в ней воинов.
Певчий, филолог, иерей
Батюшка — давний друг коллектива редакции «Солецкой газеты», очень интересный собеседник, обладающий обширными краеведческими знаниями.
Немного биографии. Родился в 1945 году в семье военнослужащего, в 1962 году окончил школу, работал на различных предприятиях Ленинграда. В 1973 году поступил в Псковский государственный педагогический институт, окончил его по специальности «учитель русского языка и литературы». С 1979 года служил певчим в различных церквях Ленинграда. В 1986 году был назначен псаломщиком в Старорусскую церковь Великомученика и Победоносца Георгия. В феврале 1988 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры был хиротонисан в диакона, затем в марте — в иерея. В 1989 году был направлен для служения в церковь во имя Покрова Божией Матери деревни Борисово. В 1992 году окончил Московскую духовную семинарию.
Незаслуженно забыт
Более двух десятилетий отец Николай занимается исследованием событий XV века, в том числе противостояния Новгорода и Москвы. Уже в начале своей историко-краеведческой работы он с удивлением обнаружил, что личность великого Московского князя Ивана III, являвшегося «собирателем земли Русской», незаслуженно забыта. Более того, многие нынешние жители нашего региона с неприязнью относятся к этому историческому деятелю, поскольку он лишил независимости Новгородскую вечевую республику. И сделал это достаточно жёстко, в духе того времени.
Прошлое и настоящее
— Прослеживается сходство между ситуацией, которая сложилась в XV веке между Новгородом и Москвой и той, что мы сейчас видим на Украине, — отметил отец Николай. — Группа бояр во главе с Марфой Борецкой выбрали ориентиром союз с великим княжеством Литовским. Это решение нашло поддержку далеко не у всех новгородцев, даже вызвало волнение народных масс. Иван III пытался повлиять на новгородскую верхушку дипломатическим путём. Московское духовенство упрекало новгородцев в предательстве и требовало отказаться от «латинского государства». Действия новгородцев были расценены как измена православию. Но дело было не только в вопросе религии. Образ жизни, устои, традиции у москвичей и новгородцев были практически идентичными, сильно отличавшимися от западных. В итоге Шелонская битва завершила противостояние, стала важнейшим событием объединения русских земель в сильное централизованное государство.
Практически то же самое, по словам отца Николая, произошло с Украиной. Наши соседи выбрали западные ценности, совершенно чуждые россиянам. Игнорировали наши интересы. Тем самым возникла прямая угроза российскому государству.
Вековой опыт
— Отдельно хочу отметить, что новгородцы всегда были и остаются в наши дни талантливыми, предприимчивыми и образованными людьми, — продолжает он. — На Новгородчине задолго до появления Москвы расцвели ремёсла, сформировались эффективные торговые, социальные процессы, отношения, культурные традиции. Православие в республике имело более глубокие корни. Мудрый и расчётливый Иван III это прекрасно понимал. Самой активной части населения Новгорода московский правитель предоставил возможность проявить себя уже в другом масштабе, пригласив её в Москву. Новгородским умельцам, ремесленникам были выделены в столице отдельные территории. И новгородский вековой опыт в разных сферах был передан москвичам. Не был обижен и город Новгород, который в последующем стал одной самых уважаемых и развитых русских территорий.
На солецкой земле
Благодаря отцу Николаю память о давних событиях старательно поддерживается на солецкой земле, здесь он нашёл единомышленников. Ежегодно в центральной библиотеке Сольцов проводятся тематические историко-краеведческие конференции, которые в последнее время приобрели более разносторонний характер. Эстафету священнослужителя в своё время подхватили солецкие любители прошлого, а также активисты деревни Скирино, где на месте Шелонской битвы возник мемориальный комплекс, проводятся крестные ходы, экскурсии и другие мероприятия.
Памятника достоин!
К сожалению, до недавнего времени в нашей стране не было ни одного отдельного памятника великому князю Ивану III, — продолжает отец Николай. — Только в 2017 году такой монумент был открыт в Калужской области. Расположен он неподалёку от ратного поля, где в 1480 году произошло одно из самых значимых событий российской истории — стояние на реке Угре. Именно этот эпизод стал окончанием татаро-монгольского ига, продолжавшегося более 230 лет.
Очень показательно то, что собиратель земли Русской дважды изображён на новгородском монументе-колоколе, посвящённом 1000-летию России. Казалось бы, обида у новгородцев на его действия жива до сих пор, однако важнейшая роль этого мудрого правителя очевидна, особенно в наши дни.
Характер эпохи
Современники называли его Иваном Великим. С этим трудно спорить: он сплотил разобщённые русские земли в могущественное Московское государство, избавил страну от гнетущей власти Орды, вывел её из исторического тупика. В то же время до сих пор остаётся нераскрытой сложная, противоречивая личность князя, в которой отразился драматизм той жестокой эпохи.
Мы — его наследники
Встреча со священником-историком завершилась обсуждением изречения одного из видных государственных деятелей нынешней России Владимира Мединского: «По сути, он был создателем того государства, наследниками которого мы все являемся. Когда мы говорим о последующих победах нашей страны, мы говорим о России, созданной Иваном Великим. Только три правителя получили имя «великих» — Петр, Екатерина и Иван III».
Времён связующая нить
— Я очень надеюсь, что сольчане, да и все россияне, из поколения в поколение будут передавать потомкам память об этом человеке и правителе, — сказал Николай Епишев, — тем более что мы убедились, насколько схожи события, описанные в летописях, и наша современная действительность. Важно отслеживать времён связующую нить.