Евдокия Лаврентьевна Смирнова прожила в Поддорском районе до конца своих дней, ни разу не пожалев, что променяла город на сельскую непростую жизнь.
Мы продолжаем по просьбе наших читателей писать о людях, которые жили и трудились на нашей поддорской земле, любили этот край, прикладывали все усилия, делились знаниями, чтобы наш район расцветал и развивался.
Начался учебный год, и мы решили, что следующими героями нашей рубрики должны быть учителя. И случай, так сказать, подвернулся. О своих родителях нам рассказала Ольга Павловна Смирнова.
Думаем, что многие в Белебёлковском сельском поселении помнили эту супружескую пару, эту замечательную семью.
— Мои родители Смирновы Павел Семёнович и Евдокия Лаврентьевна. Мама родилась и жила в городе Боровичи, там же она поступила и успешно закончила педагогическое училище. А затем была учёба в учительском институте — два года. Во время Великой Отечественной войны учебное заведение было эвакуировано в Боровичи, и там обучали студентов. И уже заочно — Ленинградский институт имени Герцена. Преподавала географию, долгое время была завучем в сельской школе. Но начну по порядку.
В глухой край
Теперь это прозвучит, быть может, пафосно, но тогда на распределении у молодого специалиста спросили: «Куда поедете работать?». Практически все отвечали: «Куда партия пошлёт!».
Не могу без слёз вспоминать рассказы мамы о том, как приехала она в наш район в первый раз. Молоденькая, хрупкая. Еле добралась до деревни Переходы. А ведь её просто запугивали, что край там глухой, деревня, отдалённая от города и даже от райцентра.
Сейчас для нас это почти подвиг — приехать горожанке в такой «медвежий угол», где в 1951 году ещё не было электричества. Девушки в красивых крепдешиновых и креп-жоржетовых платьях, в туфельках на каблуках. Ни одна мама, все ехали и боялись, а потом всю жизнь вспоминали, как их встретили хорошие, добрые люди — сельские труженики-работяги, какие были замечательные дети, пережившие страшную войну и оккупацию, с каким уважением все относились к сельской интеллигенции, к учителям. Образование и профессионализм в те годы очень ценились людьми.
Учитель географии в Переходской восьмилетней школе в коллективе прижилась быстро, да и с местным населением тоже быстро нашла общий язык. И прожила она в Поддорском районе до конца своих дней, ни разу не пожалев, что променяла город на сельскую непростую жизнь.
После занятий учителя вместе с детьми благоустраивали территорию школы. Сажали деревья, разбивали цветник. Делали это с душой, заботились потом все о своих посадках. Не знаю, живы ли эти деревья сейчас, ведь столько лет прошло...
Сельские педагоги, как и моя мама, очень любили свою работу. Удивительно: они умели погружать внимательных учеников-слушателей в темы уроков, ответственно готовились к каждому занятию. Поэтому уже по итогам первого года работы мама была отмечена благодарностью Новгородского областного отдела народного образования за высокое качество учебно-воспитательной работы.
До 1955 года она трудилась в Переходской восьмилетней школе, а потом вышла замуж, и молодая семья обосновалась в селе Белебёлка, где мама продолжила преподавать географию, а папа был учителем труда.
Детство босоногое, семейные традиции
Нас было двое у родителей — я и сестра. Детство — это пышные оладушки с домашним вареньем к завтраку, малиновым и голубичным, вкусные кисели из нашей местной клюквы и многое другое, приготовленное заботливыми и проворными мамиными руками. Бабушки только жили далеко от нас, в Боровичах, но мы всегда ездили к ним в гости, и сами они приезжали в Белебёлку.
Самый любимый праздник у родителей, да и у многих окружающих нас людей, был День Победы, 9 мая. Всегда ставили хороший концерт, был торжественный митинг. А потом все собирались на берегу реки Полисть, пели песни под гитару (учительница физики хорошо играла на этом инструменте), все радовались светлому мирному времени.
К моему дню рождения у отца была ежегодная забота выудить из Полисти сома, а мама с раннего утра заводила тесто, чтобы к моему пробуждению нажарить, напечь пирожков. Вот такие люди они были, не конверт с деньгами дарили, как сейчас многие делают, а свою любовь вкладывали в подарок, свою заботу и труд. Это было так замечательно!
Мама с отцом прожили свою жизнь дружно, вырастили двух дочерей (меня и сестру), дали нам образование.
Как у всех сельских жителей, был у нас большой огород, цветы: астры, георгины. Мы семьёй ходили в походы, на рыбалку, любили посетить лес, собирали ягоды, грибы. В нашем уютном и тёплом доме жили любимые кошки, собаки.
А когда родители вышли на пенсию, то стало ещё интереснее: завели овечек, курочек, уточек. Как у всех был сенокос. Их четверо внуков приезжали к бабушке и деду почти на полное лето. Вволю купались в речке, всегда помогали на сенокосе вовремя запасти корма для овечек.
И ещё о маме
О маме была заметка в газете «Заря», вышла она в 1981 году. Там писали, что более 20 лет проработала Евдокия Лаврентьевна Смирнова в Белебёлковской школе, многие её знают. У мамы за годы преподавания было много учеников, и теперь, встречая их, от каждого можно услышать какую-то интересную историю из школьной жизни. Ведь и внешкольной работой она занималась очень много — ходили в походы, ездили в Пушкинские горы, в Михайловское.
В послевоенное время люди очень радовались мирной жизни. Они умели дружить, не осуждали людей, ни с кем не ругались, не враждовали, уважали и помогали друг другу.
В нашем доме всегда было много книг, родители любили читать и нам с сестрой привили эту любовь.
Годы жизни нашей мамы — 1927–2001. До последних дней она жила в любимой Солнечной Белебёлке, ставшей ей по-настоящему родной малой родиной. И теперь мы приезжаем в родительский дом на всё лето и зимой навещаем эти места тоже. Мы благодарны своим родителям. Думаю, что под этими словами подпишутся многие её ученики.