По восточному календарю хозяйка 2025 года — мудрая и загадочная Змея. О том, как эти создания природы ведут себя в естественной среде, какой у них характер и чего от них можно ожидать, рассказал окуловский фотолюбитель Святослав ЛОПАТКИН.
До 31 декабря осталось совсем ничего. Согласно китайскому гороскопу, 2025-й будет годом Зелёной Деревянной Змеи. Несмотря на то, что он начнётся с новолуния 29 января, мы традиционно отдаём дань почтения символу Нового года в ночь на 1 января.
Змея оберегает своё спокойствие и свободу, а зелёный цвет в китайской традиции символизирует дерево, которое олицетворяет рост и развитие. Поэтому настраиваемся на светлое будущее и готовимся к самому семейному и доброму празднику!
Постановочный кадр
Готовится к нему и Святослав Лопаткин. Он верит, что в следующем году всё будет хорошо, потому что давно наблюдает за змеями и многое о них знает.
Как говорит Святослав, фотографией он увлёкся 15 лет назад — ещё во время службы в органах внутренних дел: искал в съёмке отдушину для освобождения от внешнего негатива.
— Снимаю по возможности всё, — рассказывает Лопаткин. — Правда, не всё, что задумываю, получается. Один из самых любимых объектов — рептилии, и жаль, что в нашей округе их не так много.
Из известных фотоохотнику обитателей он перечисляет гадюку и ужа обыкновенных, сожалея, что ни разу пока не посчастливилось отснять медянку.
Несмотря на то, что змеи явно не стремятся к свиданию с человеком, Святослав изучил их повадки и места обитания и радуется частым встречам в весенне-осенний период.
В сезон брачных игр, когда самцы гадюки борются за самку, лежащую в сторонке, змеи так увлечены выявлением сильнейшего, который сможет пригнуть соперника к земле, что на фотографа вовсе не обращают внимания.
— Обычно я делаю кадры с подхода, — делится секретами Святослав. — Но практикую и постановочную фотографию, ибо модели весьма застенчивые. Поэтому приходится их ловить и только потом снимать. Но относиться к змеям, особенно гадюкам, необходимо с большой осторожностью — без надобности и опыта в руки их лучше не брать! Фамильярного отношения они к себе не терпят, и за любую ошибку при манипуляциях следует наказание — укус.
Довелось испытать действие змеиных зубов и на собственном опыте: несколько лет назад, снимая гадюку из положения лёжа на расстоянии 25-30 см, Лопаткин попытался убрать мешавшие кадру травинки, находящиеся в паре сантиметров от головы модели. Трижды помехи удалось оборвать, а на четвёртой попытке змея всё-таки схватила Лопаткина за палец. Прервав съёмку на обработку раны, через минуту Святослав вернулся к процессу, завершил его, поблагодарил змею и отнёс её обратно на место, в котором поймал.
— Выбор моего положения для фото ползающей особы зависит от её размера, активности и температуры окружающей среды, — снова открывает секреты фотограф. — Если на улице теплее 19 градусов, то змея активна. А чем больше модель, тем дальше следует держаться от неё. А вот с ужами съёмки можно назвать спортивными — очень уж они резвые, и догнать их ещё та сдача норм ГТО! А если получится поймать, то надо быть готовым к тому, что красавец с жёлтыми пятнышками на голове выпустит на тебя свой пахучий секрет, напоминающий нечто среднее между жжёной резиной и уксусом.
Аквариум вместо террариума
Кроме змей интересует фотографа и занесённый в региональную Красную книгу гребенчатый тритон, которого посчастливилось снять пару раз практически в черте города.
Но, несмотря на увлечение рептилиями, желания завести дома террариум у Лопаткина не возникает.
— Я нормально отношусь к террариумистам, — объясняет он. — Однако считаю, что лучше естественной среды для рептилий нет и самая идеальная съёмка именно там.
Дома же у фотографа пара аквариумов с рыбками — на 300 и 30 литров. И ещё ёмкость с мадагаскарскими тараканами, предназначавшимися на корм пауку-птицееду. Правда, паука Святослав так и не завёл, а тараканы остались и шуршат в своё удовольствие.