Есть большие и совсем миниатюрные, раскрашенные и чистые, кони, тройки удалые, повозки и сани, запряжённые лошадьми, каталки, качалки… Разные, но при этом у всех у них есть одна общая черта – все они сделаны из дерева.
– Я сразу поставил себе определенные рамки: только дерево и один конь от одного мастера. Иначе коллекция могла бы разрастись до бесконечных размеров, – говорит коллекционер, участник фольклорного театра «Круговина», мастер-гончар Никита Никитин.
А началось всё в 2012 году на ярмарке «Никольский торг». Лошадка-качалка, сделанная руководителем школы традиционной культуры «Параскева» Павлом Лоскутовым, стала первой в будущей коллекции и до сих остаётся самой миниатюрной из всех коллег-коников.
Игрушечный конь с давних пор был любимой игрушкой детей. Мальчишки «запрягали» коня в соху, «скакали» верхом в атаку… Нередко игрушечные кони находили и на археологичках раскопках.
– Таких экспонатов у меня, конечно, нет. Это моя мечта. Зато есть коник, сделанный из дуба XII века, найденного на раскопках. Такие фигурки делает наш новгородский мастер Александр Покшин. Лошади архаичных форм в наличии имеются, – рассказывает Никита. – Есть коник из бересты. Его сплёл и подарил мне руководитель студии «Новгородская береста» Владимир Ярыш.
Куда бы наш герой ни ездил, из всех городов и стран он старается привезти деревянных коняшек. На полках в выставочных витринах живут скакуны из Владимирской области, Пскова, Архангельска, Вологды и многих других российских городов.
– Традиции создания и росписи деревянных фигурок коней на Руси были очень сильны. Такие центры существовали в Архангельской губернии, где коней украшали мезенской росписью в черно-красных цветах, в Сергиевом Посаде, Нижегородской губернии. К сожалению, сегодня эти традиции местами угасают – чего мне, как человеку, интересующемуся фольклором и историей, очень жаль. Поэтому я рад, что в моей коллекции имеются такие традиционные игрушки-коники.
Есть в табуне Никитина и иностранцы. Но что удивительно, найти фигурку коня за границей порой бывает очень непросто.
– В Грузии, например, сделать это оказалось очень сложно. Сколько лавок, торгующих деревянными изделиями, я обошел – нигде коня не видел. Пока не зашел в совершенно случайный ларек и не увидел там Его. С первого взгляда трудно было понять, что это конь. Но мастер заверил – конь!
Друзья шутят, что к наступающему году Огненной Лошади Никита подготовился на все 100%. Кому, как не ему, знать, что нам принесет конь.
– На Руси конь был символом движения солнца. Это отражает древние представления славян о гармонии мира, смене дня и ночи, времён года, связи природы с высшими силами. Конь наполнен силой, стремлением. Конь, который всегда двигал солнце на Руси, будет двигать энергии и в наступающем году. Уверен, нас ждёт очень энергичный, но непременно добрый на свершения год!
– Главным событием уходящего года для меня лично стало присвоение мне на заседании правления Союза художников России почётного звания «Народный мастер Российской Федерации». Моя кандидатура была единогласно поддержана членами Комиссии по народному искусству. Для меня это не просто звание. Это как знак качества, поставленный самой строгой комиссией: коллегами, экспертами, хранителями традиций. Это значит, что гончарное дело, которому я посвящаю жизнь, важно и нужно нашей стране.














