Советский переулок появился на карте Холма в начале семидесятых годов прошлого века. Он протянулся на 500 метров между Съездовской и Комсомольской, пересекая Советскую улицу.
Советский переулок — самый длинный из всех переулков нашего города и справедливо считается самой красивой улицей Холма. Между двухэтажными домами — ровный асфальт. На нём не увидите бумажек, пустых пакетиков и бутылок. Подёрнутая золотом ранней осени листва клёнов и стройные молодые рябинки, усыпанные гроздьями ярких ягод. Недаром в народе называют переулок рябиновым. Уютные дворики, цветочные клумбы у подъездов…
До начала семидесятых годов прошлого столетия на месте сегодняшнего переулка расстилались пустыри и огороды. Там, где сегодня рыночная площадь, — был заболоченный пустырь, через который от Советской улицы была пробита тропа. Эта тропинка в дни осенней и весенней распутицы тонула в грязной жиже. По ней упорно пробирались отважные холмичи, сокращая путь между улицами Советской и Съездовской. Тогда здешние места были дикими и безлюдными.
Автостанция находилась на Татиловской стороне, а на диком пустыре между деревянным магазином хозтоваров (сейчас там кирпичная парикмахерская), дощатым магазинчиком уценённых товаров (сейчас здесь магазин) и перекрёстком улицы Урицкого с нынешней Юбилейной (тогда её и в помине не было) располагался знаменитый «шалман на базаре». Так в народе называли деревянное неказистое строение буфета, в котором с утра до ночи разливали пиво и алкогольные напитки. Именно к этому питейному заведению и была набита тропа через пустырь…
В те времена, а, точнее, в декабре 1961 года, в освободившуюся квартиру дома восемь на Съездовской улице въехала семья сотрудника райотдела милиции Владимира Клышко. Сейчас Владимир Фёдорович с супругой Раисой Алексеевной, пожалуй, самые старые жители на Советском переулке.
— До нас здесь жила семья учителей Хмуровых, которые построили себе новое жилище по соседству на Съездовской улице. А вторую половину нашего дома занимал руководитель райпо Ямщиков. Напротив, в таком же деревянном доме жил прораб, звали его Карл Иванович, к сожалению, забыла его фамилию, — рассказывает Раиса Клышко. Когда обживали новое место и предположить не могли, что вскоре их дом станет угловым.
Уже через десять лет по соседству развернулась строительная площадка. И первый дом на переулке возводился непривычным для местных старожилов способом. До сих пор под кирпичные двухэтажки рыли котлован, потом устанавливали фундамент, а на него уже клали стены… Здесь же, вместо привычных земляных работ, начали стройку с забивания длинных бетонных свай. Первыми новосёлами в квартирах двухэтажного кирпичного дома, выросшего по соседству, стали работники строительной организации.
Затем таким же образом построили ещё такой же дом рядом. И на карте города появилось новое название — Советский переулок. Собственно переулка, тогда как такового ещё не было. Стояли два дома между Съездовской и Советской улицами. К ним же было не подъехать, не подойти. Как тогда водилось, сначала строили дома, а потом уже между ними прокладывали улицы. Со стороны Съездовской оставалась та же тропка, а съезд со стороны Советской улицы уже появился после того, как на переулке поставили новую столовую. В начале семидесятых годов двухэтажные кирпичные дома выросли на переулке между Советской и Комсомольской улицами.
Их старожилы помнят, с улицы во двор можно было пройти пешком, а мебель носили на руках.
Рос и развивался…
В известной книге «Холм», изданной в 1984 году, Виктор Антонов пишет: «Новые жилые дома, здание районной библиотеки, детский сад на 140 мест — всё это значительно преображает облик древнего города, улучшает условия жизни горожан». Так вот, всё это, за исключением детского сада, в полной мере относится к Советскому переулку. Вслед за многоквартирными жилыми домами и столовой здесь появились новое кирпичное двухэтажное здание районной библиотеки и вытянутая деревянная одноэтажка редакции районной газеты «Маяк» и типографии. Кстати, свою книгу о Холме Виктор Антонов, будучи редактором «Маяка», писал на Советском переулке, в кабинете, где сейчас находится территориальный пункт в Холмском районе межрайонного отдела № 2 УФМС России по Новгородской области.
К сожалению, Виктора Алексеевича уже нет в живых, но в память о нём и его коллегах семидесятых годов осталась еловая аллея, посаженная руками сотрудников «Маяка». За прошедшие с тех пор 36 лет деревья вымахали во много раз выше приземистого здания барачного вида. Прошлым летом редакция переехала в другое здание на другую улицу. А здесь, помимо офисов миграционной службы и страховой компании «Росно», с тех пор размещается мебельный магазин. Однако по старой памяти люди называют это строение то редакцией, то типографией…
Уже к концу восьмидесятых — середине девяностых годов Советский переулок стал превращаться в одну из красивейших улиц нашего города. На проезжей части был ровно уложен прочный асфальт, возле подъездов жилых домов появились клумбы с яркими цветами. А по фасадам первых двухэтажек ярко-зелёным ковром развесились заросли дикого винограда, создавая их неповторимый облик.
В отличие от многих других улиц города, где добротные новостройки соседствуют с разваливающимися избушками первых послевоенных лет, на Советском переулке таких контрастов вы не увидите. Здесь ровная застройка, обилие зелени и цветов, чистота и уют.
По пятницам здесь город весь
И, конечно же, особый колорит придаёт переулку рыночная площадь. По пятницам на ней и вокруг неё толпится город весь. На Советском переулке в первую половину предвыходного дня идёт бойкая торговля. Сюда с различными товарами съезжаются челноки из соседних районов, областей и даже республик.
И массе торгующего люда с микроавтобусами, мини-фурами и автоприцепами уже тесно на небольшом «пятачке» вокруг бывшей столовой. Базар «выплёскивается» за пределы рыночной площади, занимая почти весь переулок и создавая массу неудобств постоянным его жителям.
— Мне, невзирая на свои восемьдесят лет и больные ноги, приходится лазать по придорожной канаве, убирая оставшийся после рынка мусор, — замечает Раиса Клышко. Так если бы одно это. Еще в те времена, когда на переулке не было асфальта, а рыночные отношения считались недопустимой крамолой, сделали мы своими руками дренаж — отвели воду с огорода и двора через переулок в канаву напротив, а чтобы укрепить дорогу специально купили и установили бетонные конструкции. Эта ливнёвка действовала до тех пор, пока по обочине не стали ездить машины, приезжающие торговать на рынок. В результате наш дренаж оказался повреждённым, и вода в канаву уже не стекает. Хорошо, ещё лето нынче сухое. По сырой же погоде заливает наш двор и огород.
Чтобы оградить провалившуюся плиту над дренажной траншеей от дальнейшего разрушения, поставила пенсионерка на обочине асфальта колышки с красной лентой, но на это предупреждение никто не обращает внимания.
Пожаловалась Раиса Алексеевна в администрацию городского поселения.
— На жалобу отреагировали оперативно, — говорит пенсионерка. — Прислали женщин. Те посмотрели, поразводили руками, и ушли. И всё осталось по-прежнему.
— Неплохо бы вообще ограничить движение большегрузного транспорта на Советский переулок со стороны Съездовской улицы, — предложил проходивший мимо Геннадий Семёнов, показав яму в асфальте на переезде через канаву, по которой вдоль Съездовской улицы спускаются сточные воды. — Проще поставить запрещающий знак, чем восстанавливать и заново асфальтировать переезд.
Анатолий ПИМАНОВ
Фото автора
и из книги В. Антонова «Холм»
Опубликовано в газете 19 сентября