Среда, 30 октября 2024

Редакция

Живите достойно!

Как мы уже упоминали, тема Всемирного дня психического здоровья 2015 года — «Психическое здоровье и достойная жизнь». Об этом мы беседуем с главным врачом Демянской центральной районной больницы Виктором ОРЛОВЫМ.

— Виктор Васильевич, почему, на ваш взгляд, именно тема достойной жизни выбрана в этом году?

— Дело в том, что тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны, и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

В этом году целью ВОЗ стало повышение осведомлённости о возможностях успешной реабилитации людей с психическими расстройствами, изменения отношения и повышение лояльности общества к ним, обучение специалистов в области здравоохранения.

— А как вообще определяется термин «психическое здоровье»?

— Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

— Каковы же критерии психического здоровья?

— Это осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я», чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях, критичность к себе и своей собственной деятельности и её результатам, адекватность психических реакций социальным обстоятельствам и ситуациям, способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами, способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы, наконец, способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

— А если психическое здоровье не в порядке, как его лечить?

— Основные методы лечения — это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

— Что означает термин «терапия средой»?

— Она включает в себя такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

— Думаю, что очень важны профилактические меры?

— Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели: предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания; уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется, и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребёнок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым.

Есть убежденность в том, что ребёнка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребёнок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

— Как связаны между собой семья и психическая болезнь?

— С незапамятных времен люди замечали, что семья обладает потенциалом помощи человеку в изменении своего поведения к лучшему и облегчении страданий. Многочисленные современные исследования тоже показывают, что семейное окружение — это один из основных факторов, влияющих на результаты реабилитации человека, страдающего тяжёлым психическим заболеванием. Известно, что отношения в семье могут влиять на течение и исход заболевания, способствовать как улучшению состояния больного, так и его усугублению. Сегодня около 50–60% всех пациентов, выписываемых из психиатрических стационаров, возвращаются в семьи, и 50–90% из них сохраняют контакты со своими родными. В связи с этим большинство семей оказывается вовлеченным в тесное общение со своими болеющими родственниками, поддерживает их и принимает активное участие в их судьбе.

Однако в своем стремлении помочь больному семьи сталкиваются со сложными психологическими проблемами. Психическое заболевание причиняет страдание не только больному, но и его родным, в большей или меньшей степени затрагивая всех членов семьи, меняя их жизнь, планы на будущее и отношения между ними, часто порождая трудноразрешимые конфликты. В такой ситуации вся семья испытывает стресс и нуждается в психологической помощи. К сожалению, часть семей лишена необходимой поддержки, не имеет достаточной информации о том, как справляться с навалившимися на них сложностями, остается наедине со своими переживаниями.

— И каковы же рекомендации членам таких семей?

— Эти рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у членов семьи и способствуют профилактике рецидива болезни.

1. Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Со временем всё встанет на свои места.

2. Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма — реакция нормальная, постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.

3. Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что-то надоело — это нормально, также как и иногда сказать «нет».

4. Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.

5. Не думайте о том, чего вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить, как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.

6. Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, — ясно, спокойно, уверенно.

7. Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать только те лекарства, которые назначил врач и строго по рекомендуемому им расписанию.

8. Выполняйте свои дела в привычном режиме. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.

9. Контролируйте отсутствие приёма наркотиков и алкогольных напитков: они способны усугубить симптомы болезни.

10. Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.

11. Решайте проблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно, работая над каким-либо одним пунктом.

12. Временно снизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.

Наталия МАКЕЕВА
Иллюстрации с сайта www.narko23.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

История двух воздушных боёв

На территории района обнаружены места падения и обломки советских военных самолётов.

«Хорошо там, где моя семья»

Семья Кондратьевых из д. Мстижа вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Семья года»

Наши любители спорта без труда назовут по именам всех своих земляков, играющих в петербургской команде «Холм»

Так решили земляки

В первой лиге первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу играет команда с названием «Холм»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА