Нина ЛУНЁВА
Рассказ автора основан на реальных событиях. Начало их относится к предвоенному времени. Затем драма развернулась уже в годы оккупации района. Свидетелем их стала Лидия, тётушка Нины Алексеевны. Она и поведала ей историю любви русской девушки Анны и немецкого парня Алекса.
Июль стоял жаркий. Солнце палило, зной висел в воздухе даже ночью. Шёл сенокос, но Аннушку братья щадили от тяжёлой работы. Она в это время ходила в лес, чтобы сделать запасы на зиму. Семья привыкла жить по достатку. Из сушёных ягод и лекарственных трав в холодное время готовили отвары, компоты, кисели. Крахмал тоже готовили из собственного картофеля.
Девушка любила лес. Ей в нём были знакомы все потаённые ягодники и грибные угодья. В лесу Аннушка пела. Только здесь она могла позволить себе петь во весь голос, которым наградила её природа. Её голос словно растворялся в окружающей природе и звучал то голосом журчащего ручейка, то бурлящей быстрым потоком горной реки, то словно затихал, прятался в таёжной чаще, то возникал снова... Каждый день кто-нибудь из окрестных деревень мог подслушать пение девушки и насладиться им.
Под стать голосу была и её внешность. Высокого роста, со статной красивой фигурой, точёными ногами, длинными, ниже пояса, вьющимися белокурыми волосами, убранными в две тугие косы, она слыла первой красавицей в деревне. Её глаза цвета раннего весеннего неба, казалось, топили в своей глубине застенчивость и кротость девушки. Жемчужная улыбка ровных зубов позволяла любоваться её задорным смехом. А радоваться девушка умела по любому, даже очень простому случаю. Вот у молодой берёзки она обнаружила семью белых грибов. Ну грибы как грибы... Да нет! Присмотрелась и растаяла в улыбке. Грибы-то двухэтажные: четыре шляпки внизу, а две красуются сверху. Вот чудеса! Скоро они перекочевали в лукошко девушки. Начиналась берёзовая роща, а значит, и грибы то слева, то справа, то прямо под высокими зарослями папоротника-орляка стояли, как солдатики на игрушечном поле брани. Очень быстро девушка справилась со сбором грибов для зимнего супа и соуса и решила ещё набрать туесок черники, любимой ягоды братьев, чтобы мать испекла свежих пирожков.
Подвесив корзинку с грибами на обрубленный кем-то берёзовый сук, девушка двинулась вглубь леса за ягодами. Настроение было бодрое, и она снова запела. С песней, казалось, даже дорога становится короче. И вот она уже на своей потаённой плантации. Веточки молодого черничника на небольшом верховом болотце, видимо, только её и ждали: попрятали свой урожай под мелкие листочки и зелёные верхушки мха-сфагнума. Крупные, уже сладкие ягоды быстро перекочевали в лукошко девушки. Каков нынче урожай! В прошлом году она смогла собрать здесь только треть лукошка, а вот нынче, пожалуй, ей придётся сюда вернуться ещё несколько раз.
Аннушка покинула болотце и двинулась к дому по еле заметной тропинке. Она приустала и присела на пенёк отдохнуть. Рядом что-то зафыркало. Оказалось, что это играют два ёжика. Девушка стала наблюдать за ними. Один из них весь дрожал. Чуть подфыркнул, подпрыгнул и направился к ней, словно хотел познакомиться и поговорить... Но время торопило домой. Ещё нужно было распределить собранный урожай.
Она любила свой дом. Он стоял обособленно, метров в трёхстах от деревни, на высоком пригорке. Дорога домой быстро сокращалась. И вот он уже перед глазами. Окружённый старыми липами и высокими деревьями ясеня, он будто тонул в полуденном солнце. Мать вешала бельё. Пришло время идти в хлев убирать скотину. «О, дочка, ты уже готова! Умница! Кормилица ты наша... И грибов, и ягод собрала. Ну теперь отдохни!» Шла размеренная жизнь, которая вскоре украдёт покой девушки.
Всё случилось вдруг, как в романах... Через день дорогу домой в лесу преградил молодой человек. Он как будто вырос перед Аннушкой из-под земли. Она испугалась, так как он был одет не по-местному. Причёска тоже была совершенно другой: такую не носили местные парни. Хотя он был хорош собой: высокий, спортивного телосложения, русоволосый, с серыми привлекательными глазами. Молодой человек слегка улыбнулся и промолвил: «Добрый день! Я давно уже знаком с вами заочно, слушал, как вы поёте. А вот вблизи вижу впервые. Оказывается, вы так же хороши, как и ваш голос!» Лицо Аннушки зарделось ярким румянцем от таких комплиментов незнакомца. Аннушка опешила. В разговоре ей послышался незнакомый акцент, и она поинтересовалась, кто же перед ней. Парень несколько смутился, но после короткой паузы стал объяснять: «Я из далёкой красивой страны — Германии. В Советском Союзе прохожу практику по картографии и геоморфологии. Мы живём в соседнем селе. Наш начальник очень строгий, и только сегодня отпустил меня познакомиться с местной девушкой. По национальности я — немец. Живу в Баварии, у меня есть брат Отто и сестра Лиза, мама Эмма и отец Артур и ещё много родственников... А я — Алекс, по-вашему буду Александр. Моё хобби — альпинизм, путешествия. Вот я и рассказал о себе. В вашей стране пробудем недолго, пока не закончим свои работы. Мне очень хочется подружиться с красивой русской девушкой. На родине у меня ещё не было душевной близкой подруги, ведь мне пока двадцать лет». Аннушке было девятнадцать. Почти ровесники. Но женихов у неё было очень много — как не обратить внимание на такую красотку, да ещё и трудолюбивую, аккуратную и хозяйственную девушку? «Оборону» от них ей помогали держать старшие братья. Говорил Алекс медленно, неспешно подбирая нужные слова, и при этом рассматривал собеседницу: «Разрешите вас проводить до дома и помочь вам донести дары леса». Девушка согласилась. За разговором собеседники направились в деревню Аннушки. Во дворе их встретили братья, Николай и Владимир, и настороженно посмотрели на спутника сестры. Алекс почувствовал напряжённую атмосферу встречи, представился и сразу объяснил, что, пока работал на их участке, ежедневно слушал песни Анны, а вот встретил её только сегодня. Он замешкался и достал из своей кожаной сумки на ремне шоколад для девушки. С искренней доброжелательностью он протянул его Аннушке. Она растерялась, потому что такое угощение видела впервые, и спросила: «Это съедобно?» «Конечно, конечно!» — несколько раз повторил Алекс и стал объяснять, что шоколад — это лакомство для путешествий. Когда в дороге проголодаешься, то можно съесть плитку шоколада. Алекс достал ещё одну плитку шоколада, разделил её на четыре части и, сам первый съев свою часть, показал, что продукт безопасен для жизни. Его примеру последовали все присутствующие и поблагодарили за угощение.
Старший брат Николай, видимо, подобрел и скомандовал сестре: «Раз уж сегодня у нас гость, веди его в дом — будем обедать». Родители ушли по делам в соседнюю деревню, так что трапезничали без них. Вскоре на столе появились щи из щавеля с бараниной, молодая тушёная картошка с малосольными огурчиками и ягодный компот с белым хлебом. С такой пищей Алекс был незнаком, поэтому гость ел медленно, словно наслаждался каждым блюдом и старался запомнить этот деревенский обед на всю жизнь. Отобедав, он поблагодарил хозяев за гостеприимство и посмотрел на часы. Стало заметно, что он торопится. И, действительно, несколько смутившись, Алекс сказал: «Мне нужно скоро быть на работе, но я прошу у вас разрешения навестить Анну при первой возможности». Братья промолчали, а девушка промолвила: «Приходи».
С этого дня, пятнадцатого июля, их встречи были ежедневными. Алекс оказался очень тонким любителем природы. Они с Аннушкой подолгу гуляли, делились впечатлениями и рассказами о растениях и животных, умело маскировались в лесу, «играя в прятки», — словом, проводили время весело и интересно. Два месяца пролетели — словно два дня, и близилась минута расставания.
Продолжение следует...