Нынешним несносно жарким летом грунтовка на Латовец сильно пылит. Но завеса от встречных машин не мешает разглядеть при въезде деревянный сказочный указатель «Бол. Латовец — Мал. Латовец» со сторожевыми совами наверху. Значит, нам сюда.
Словно с кем-то бьётся об заклад
Такой животный мир в деревянном исполнении — давняя прерогатива местного обитателя Юрия Игнатьева. О будущей встрече мы условились ещё ранней весной, когда по случаю познакомились на городенском кладбище. И вот теперь Юрий Викторович радушно ведёт в свои владения, не чинясь, повествуя обо всём, что интересует гостя. Пока, дабы потолковать обстоятельно, идём к стильной избе, глаз невольно выхватывает бесчисленные рукодельные элементы необычной усадьбы. То, что в этой своеобразной заимке обитает незаурядный художник, видно сразу. Деревянные изваяния разных размеров видны по всему периметру — и под навесом у бани, и у входа в дом, и на площадке у фундамента будущей мастерской. Пока, следуя протоколу гостеприимства, добирались до стола, гость не раз оторопело сталкивался лицом к лицу с Бабой-Ягой в полный рост, с Русалкой, с колоритными химерами, с капитаном Врунгелем и Соловьём-Разбойником. Все они предельно узнаваемы и аутентичны. И проработанностью деталей словно свидетельствуют о долгой и кропотливой работе скульптора-резчика. Но, как оказалось, по части сроков изготовления гость был глубоко неправ. Не терпит Игнатьев ни занудства, ни длительного тщания, ни поточного метода. Порывистый и увлекающийся по характеру, возникшие образы он воплощает в древесную плоть немедленно и, что называется, на скорость. Но особенно читатель удивится, когда узнает, что основными инструментами художника служат вовсе не стамеска с ножом, а... бензопила и болгарка. Конечно, на отделочном этапе понадобится и мелкий нож-косяк, и нож-татьянка, и шлифовальный инструмент. Но самый удивительный факт состоит в том, что Игнатьев изначально обходится без лекал для перенесения нужных линий на поверхность заготовки. Непостижимым образом он держит искомые контуры в голове и по наитию умудряется не отчекрыжить грубой пилой ничего лишнего. И это всегда в запале азарта, на скорости, словно с кем-то споря.
Здесь всё моё, и я отсюда родом
Впрочем, так оно и есть. Помните, по телеканалу «Россия» шёл проект «Удивительные люди»? Как-то в ряд победителей там выбился такой же художник по дереву. Он за считанные минуты «изваял» бензопилой петуха. Юрий Игнатьев точно может не хуже. Пилу он взял в руки случайно лет шесть назад. Попробовал — вжик, вжик! — лицо получилось. Дальше — больше. Как-то сразу дело пошло, потому что ощутил вдохновение, власть над материалом и точность в реализации воображения. Как говорится, в святцы не заглядывал, но со временем осознал, что резное дело на Руси ведётся с дохристианских времён. Достаточно вспомнить изваяния языческих богов. А носовые фигуры на кораблях? Со временем (куда тут без Интернета?) нашёл единомышленников и даже учителей. Тот же Александр Ивченко из Воронежа или ребята из Карелии, там очень сильные традиции. Визуальный обмен опытом только раззадоривает. А чего стоят фестивали скульптур по дереву бензопилой! Хотя больше в цене деловой дружеский обмен — выбор и сушка исходной древесины, цепи для четырёх его пил, оснастка болгарок (фрезы, насадки), морилки, лаки и прочие покрытия. А о секретах художественных техник говорить мудрено. Тут уж или есть чутьё, или нет.
Юрий Игнатьев — здешний по всем параметрам. Тут его корни. Бабушка, с тремя детьми и родной коровой вернувшаяся после войны из Прибалтики. Дед Иван, пришедший с войны в 46‑м. Родные лесные чащобы с грибами да ягодами. Рыбалка на живописном Латовецком озере. Мама, Антонина Ивановна, в своё время вышла замуж в Луге. Но, став горожанином, Юра при всякой удобной оказии стремился к родне, в милую сердцу деревню, не говоря уж о школьных каникулах. Вот и земельным участком впоследствии обзавёлся рядом с родовым гнездом. Считает, что судьбу его во многом определила служба в армии. Теперь не всякий представит, каково было тянуть лямку в лихие девяностые в роте спецназа отряда «Витязь» знаменитой дивизии им. Дзержинского. Прошёл и повидал многое. Демобилизовался после того, как положили половину его роты. Но и после служба не отпускала, немало лет отдано сфере обеспечения безопасности. Не будем углубляться в психологизмы, но нравственный катарсис действительно во многом определяет состояние души до конца дней человеческих. И ищет эта душа выхода. И дай Бог, если находит...
Там чудеса, там леший бродит...
Он прописан в Луге, живёт и работает в Питере, но изрядную долю досуга посвящает Латовцу. Чем держит город? Долги, кредиты да пути их покрытия. Посменный режим работы позволяет не в ущерб семье садиться за руль и мчаться в деревню. Чтобы сполна отдаться любимому художеству, в котором обрёл смысл. Теперь вообще мечтает осесть здесь навсегда, достроить дом и мастерскую, чтобы можно было творить и зимой. При всём при этом вовсе не меркантильная сторона дела интересует его. Поди пойми художника...
Посреди его просторного двора среди увесистых брёвен, щепы и опилок высится ещё не законченная монументальная фигура медведя. Это крупнейшая его скульптура среди прочих, исчисляемых уже сотнями. Три цепи на Топтыгина извёл, не считая всего прочего. Это «прочее» тоже недёшево обходится — ремонт пил, бензин, шлифовальные диски, тиски вот дорогие купил. Да и время денег стоит. Сразу приходит мысль — а каким образом такое многотонное бревно доставлено на место, да ещё в нужной вертикали? И тут Юрий Викторович пускается в долгий рассказ о друзьях и добрых людях. Первейший среди них, конечно, — батецкий бизнесмен-лесозаготовитель Юрий Зуев. Именно он проникся уважением к увлечению земляка и не раз с помощью спецтехники, хоть и с трудом, доставлял исходный кругляк к месту «экзекуции». По соседству Вячеслав Веселов помогает, Абудин Ахмедов. А он в ответ на помощь украшает дружеские подворья своими работами, в том числе и под заказ. Список и география его экспонатов впечатляют. У одного друга-пасечника появился медведь с бочкой, а во дворе Юрия Зуева — деревянные дед с бабкой сидят на скамейке в окружении свиней и петухов. У водителя автолавки Сергея Прокофьева на беседке гордо высится орёл, а по соседству — Змей Горыныч. У латовецких соседей тоже завелись деревянные пернатые, а у Веселова — увесистая скамья с мордой льва. Немало такого рода художественных отметин в Городне: ангел у входа в храм Димитрия Солунского, почтальон Печкин с котом Матроскиным на въезде в дом Ахмедовых. Готовы и Маша с Медведем, которых Буйламин заказывал для детского сада. А кто не видел в поселковом «Островке мечты» деревянных символов района — деда Батю с аистом? Соответственно, немалый вклад внёс Игнатьев в украшение экстерьеров нечужой для него Луги. У дома малютки напротив военкомата можно увидеть выразительные скульптуры Кота Леопольда с мышами, в детсаду на ул. Пислегина — ангела, в кафе «Папа Карло» — Лису Алису и Кота Базилио, в ресторане «Чаплин» — одноимённого персонажа.
***
Серьёзные люди из Питера звали его в дело, чтобы поставить на поток изготовление такого рода скульптур — сов да медведей. Но это чистое ремесленничество, что Игнатьеву не по душе. У него на полке стоят эскизные заготовки из пластилина. Это уже новый подход, но и цели новые. При виде огромного лакированного рака трудно отделаться от мысли о размещении его в интерьере пафосного пивбара. А удобное и эргономичное кресло-ладонь из деревянного массива так и напрашивается в вестибюль какого-нибудь «Экспортлеса». Но Юрий Викторович только отмахивается, он уже во власти другой задумки. Это будет скульптурный парафраз известной картины Васнецова «Витязь на распутье». А лейтмотивом автор мыслит слова А. С. Пушкина: «Сильна ли Русь? Война, и мор, И бунт, и внешних бурь напор Её, беснуясь, потрясали — Смотри же: всё стоит она!».
Олег ЧЕРКАШИН
Фото автора