Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Колёса диктуют вагонные...

В канун очередного профессионального праздника тружеников стальных магистралей мы невольно вспоминаем о былой значимости этой отрасли для нашего района. И, в частности, для узловой станции Батецкая, опоясанной железнодорожными путями со всех сторон.

Визитная карточка

Число работников сосредоточенных здесь служб достигало полутора сотен. Окрестности оглашала громкая диспетчерская связь, сопровождавшая бесконечные маневровые, перевалочные и погрузочно-разгрузочные работы. Славные трудовые династии, крепкая профсоюзная организация. Пассажиры из разных мест приезжали сюда, чтобы отправиться на поездах дальнего следования в разные концы огромной державы.

Теперь, конечно, рабочий объём несопоставим. Разве что с некоторых пор на промежуточной станции 5‑й категории возрос грузовой поток в лужском направлении. В своё время нефтяникам понадобились терминалы морского порта Усть-Луга. Зато после проведённого РЖД капитального ремонта разительно изменился облик станции. Здание вокзала с его современной начинкой, прилегающая территория и перрон стали своеобразной визитной карточкой райцентра.

Всё по-прежнему в трёхэтажном здании поста электрической централизации, в том числе в службах СЦБ и связи. Нет особых изменений и в обширном помещении дежурного по станции. Всё те же настольный пункт-манипулятор, выносное табло с лампочками входа и выхода, светящимися и «спящими» линиями путей. Во главе угла — всесторонняя связь, благодаря которой обеспечиваются регулирование и контроль над безопасностью движения поездов. Здесь же компьютер с системой выдачи предписаний, электронным журналом движения поездов и закрытой электронной почтой при ограниченном праве доступа.

На посменные суточные дежурства во главе с начальником станции Мариной Фёдоровой заступают Дмитрий Стабулевич, Надежда Данилова, Алёна Копылова, Дмитрий Фёдоров и Анастасия Егорова. Кстати, все они без исключения — выпускники Великолукского железнодорожного техникума имени Константина Заслонова. В связи с кадровым дефицитом многие из них дополнительно дежурят на соседних промежуточных станциях — Оредеж, Заклинье, Бахарево. Но поскольку этой службе из года в год достаётся львиная доля газетной славы, чуть внимательнее обратим взор на смежные подразделения.

Пути путейские

С дорожным мастером Намигом Гасымовым (он на фото в центре вместе со своей бригадой) мало кто сравнится опытом. На железной дороге он уже 36‑й год, а здесь, в ПЧ‑19 Санкт-Петербургской дистанции пути, — 24 года.

В конце 2018‑го получил пенсионное удостоверение. Но особого облегчения не испытал, потому что не представляет своего бытия без привычной работы. На попечении его коллектива — содержание 25‑километрового участка, куда входят станции Батецкая и Заклинье. Все работы, помимо редких аварийных случаев, ведутся строго по плану, утверждённому начальником дистанции пути.

Главная забота — выправка, то есть выравнивание пути. Здесь речь буквально о миллиметрах. В летнюю жару из-за нагрева рельсов могут выйти из строя контрольные устройства. В этом же ряду — устранение отступлений от нормативного содержания стрелочных переводов. А ещё — замена загрязнённого балласта, дефектных рельсов и шпал. Между прочим, в каждой по четверти тонны.

А в зимних условиях прибавляется проблема, именуемая снегоборьбой. Собственной снегоуборочной техники на промежуточных станциях нет, её приходится ждать с питерской или дновской стороны. И всё это — нелёгкий физический труд. Чаще всего в ходу лом да лопата.

Но, конечно, есть и специфический инструментарий строгой отчётности. Под роспись получают путейцы путевые молотки, торцевые и полевые ключи.

Кстати, работа на свежем воздухе — не всегда во благо. В недавние знойные дни свежего воздуха как раз недоставало, и путейцы вынужденно перешли на режим работы с пяти утра до обеда.

Вместе с мастером делят все трудности бригадир Тофик Зейналов, монтёры пути Алексей Филиппов, Владислав Филёв, Вадим Иванов, Алексей Васильев, Юрий Салтаев, Илья Юшко и сигналистка Ольга Каршакова.

Работа на линии

Псковская дистанция электроснабжения — один из важнейших участков обеспечения жизнедеятельности стальной магистрали. Начальник района этой дистанции находится в Дно. А ход (отрезок) Оредеж — Дно целиком на попечении Батецкой ЭЧ‑6.

Здесь всем заправляют двое электромонтёров (на фото слева направо) — Виктор Копылов и Владимир Ходченков. Вверенная им высоковольтная линия содержит множество «точек приложения». Ведь на кону освещение всего протяжённого участка и питание станций. Ход содержит сотни трансформаторных подстанций, их несколько при каждом светофоре, которых на перегоне порядка двух десятков.

К месту работы, как и положено, добираются рабочим поездом. Но случается в целях ускорения задействовать и личный транспорт, хоть это и не приветствуется. С собой в дорогу нередко приходится прихватывать внушительный арсенал.

В монтёрском пункте, что в правом торце вокзального здания (там и сделано фото), весь инструментарий как на выставке. Прежде всего, это предупреждающие таблички на все случаи жизни вроде «Не влезай! Работа на линии». Здесь же надёжные ножные захваты для работы на круглых опорах.

Впечатляет и страховочная привязь, переплетением ремней похожая на парашютный комплект. Из специальных гаджетов — УВН (указатель высоковольтного напряжения), который перед выездом всякий раз проверяется другим прибором.

В остальном в шкафчиках и на полках обычный набор — складная лестница, тиски, провода, монтажные инструменты, резиновые перчатки, лопаты, лом.

Хозяева говорят, что больше всего их донимают... бобры. Да, да, именно эти деловитые грызуны сваливают на высоковольтные провода деревья и ветки, что порой приводит к коротким замыканиям.

По мере прибытия

Кристина Канищева, работающая под эгидой Дновского филиала дирекции пассажирских обустройств, в роли дежурной по вокзалу теперь осталась в одиночестве. Кадровые сокращения вызваны неумолимым прогрессом. В прошлом году здесь была смонтирована, а в нынешнем марте активирована система «умный вокзал». Она позволяет в автоматическом режиме осуществлять и регулировать все функции ресурсообеспечения, управления и связи с пассажирами. Это тепло-, электро- и водоснабжение, работа диспетчерской службы и т. д. В зале и по периметру вокзала — видеокамеры, работа которых контролируется в самом Питере. Там всё видят и слышат: как пассажир нажимает кнопку домофона, чтобы пройти в здание, как обращается к диспетчеру, чтобы задать вопрос по расписанию движения или режиму работы. Таким образом, вокзал теперь доступен круглосуточно. Вдобавок вопросами безопасности здесь занимаются двое человек из охранного предприятия ООО «Ликург». Они тоже встречают поезда и патрулируют перрон.

Не грех отметить и пущенный в эксплуатацию в феврале прошлого года круглосуточный бесплатный вокзальный туалет со всеми удобствами — сверкающий кафель в санузлах, горячая вода, бумага, мыло, чистота. Кстати, чистоту обеспечивает уборщица от СТР «Ремсервис». В круге её забот не только зал, но и служебные кабинеты, платформа. А также комната отдыха для прибывающих из Дно специалистов ЛПУ‑2 — электриков, маляров, сантехников.

Особая тема — комната изоляции для пассажиров с подозрением на коронавирус. На этот случай здесь предусмотрены термометр, маски, антисептики, дезинфектор. Кстати, одноразовые маски для пассажиров в наличии и в зале ожидания.

Кассы теперь не работают — оптимизация. Билеты можно получить в проходящих поездах. Кристина Канищева встречает пассажиров каждого состава: калининградский, великолукский, «Ласточка» Псков — Петрозаводск, а также пригородные Луга — Новгород и Дно — Оредеж. Кстати, с остановками по ходу движения теперь тоже проблемы — пандемия...

Олег ПЛАТОНОВ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА