Суббота, 13 апреля 2024

Редакция

А снег идёт, а снег идёт...

В новогодние праздники как автомобилисты, так и пешеходы бурно обсуждали в соцсетях состояние дорожного полотна, тротуаров и подъездов к домам, магазинам, учреждениям и организациям. «Снежная каша на улицах города. Машины буксуют, пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть, потому что тротуары утонули в снегу», — писали люди. Водители автобусов брали лопаты и очищали остановки — было и такое.

Удалось ли взять ситуацию под контроль? Кто и какие территории в городе убирает? Что делать со снежными завалами, которые грозят большой водой? И как власть в рамках ограниченного бюджета решает проблемы? Обо всём этом говорим с главой района Николаем Хатунцевым.

— Николай Васильевич, буквально накануне нашей встречи, 20 января, основательно почистили центр города. Сегодня опять снегопад. Досадно?
— Идеальная ситуация — если бы все зимние осадки выпали один раз. Подрядчик почистил, и потом всё хорошо. И затраты на проведение такой работы минимальные. Это, конечно, шутка. Начиная с ноября прошлого года небесная канцелярия решила, видимо, проверить, насколько мы готовы, организованны, терпеливы и трудолюбивы. В ноябре, особенно во второй половине, снег с дождём шёл 15 дней. В декабре — в течение 20 дней. Январь пока в этом отношении месяц более-менее спокойный. Но в целом с ноября по январь осадков выпало больше, чем в среднем за аналогичные периоды прошлых лет. И надо понимать, что снег не каждый день ровным слоем ложится. Вечером расчистили — ночью снегопад. Днём расчистили — вечером опять снег. Нагрузка на дорожные службы, на людей, на технику максимальная. Затраты на проведение расчисток оказались выше, чем мы рассчитывали. В то же время, учитывая все трудности в работе, «снежного коллапса» допущено не было.

— А почему изначально не предусмотреть больше средств?
— Мы действуем в рамках ограниченного бюджета. Ситуация с уборкой дорог нам более-менее понятна. Дороги расчищаются. Но мы должны понимать, что расчистка — один из элементов содержания. Дороги ведь не только зимой нужно поддерживать в нормальном состоянии — есть ещё летнее содержание, а также ремонт. Бюджет принят, все основные мероприятия распланированы, увеличение затрат приведёт к тому, что нам придётся от чего-то отказаться. А все статьи бюджета — социально ориентированные.

— За счёт чего формируется дорожный фонд?
— По городу Чудово за счёт акцизов на нефтепродукты и субсидии из областного дорожного фонда, рассчитываемых из протяжённости дорог, а также 50% налогов на имущество и 25% — от НДФЛ, поступающего в бюджет города.

— Сколько выделено на круглогодичное содержание дорог? И для сравнения: сколько выделяется на федеральные и региональные автомагистрали?
— В районе 44 километра федеральных дорог, 240 км — региональных и межмуниципальных, 175 км — дорог местного значения (в том числе в г. Чудово — 63,5 км). Федералы очищают свою трассу, есть собственник этих дорог, несколько подрядчиков, каждый из которых отвечает за свой участок. Региональные и межмуниципальные дороги — зона ответственности ГОКУ «Новгородавтодор». Напомним, транзитная дорога Чудово — Будогощь также передана в областную собственность. ГОКУ «Новгородавтодор» заключены контракты на содержание дорог в полном объёме.

На содержание 1 километра федеральных дорог выделяется от 80 до 100 тысяч рублей в месяц, региональных — не меньше 10 тысяч, на транзитную дорогу по г. Чудово — более 60 тысяч, а на городские дороги местного значения — в среднем до 8 тысяч. Если мы будем тратить больше, то летом ни одной заплатки на дороге не сможем поставить. Сравнивать ул. Титова и ул. Новгородская в городе Чудово с трассой М10 нельзя. В прошлом году на весь город израсходовали порядка 7,5 млн рублей, включая транзитную дорогу. В этом году без транзитной — 6 млн 300 тыс.

— Вспомним прошлые зимы, когда нерадивые подрядчики, не имеющие ни техники, ни достаточного штата сотрудников, выходили на аукционы и выигрывали. Удалось ли в этом году переломить ситуацию?
— Крупного подрядчика в нашем районе нет. Для того чтобы привлечь малый бизнес, мы разделили город на центр и микрорайон. По результатам аукциона подряд получила ИП Кадирова.

Подрядчик самостоятельно работает в городе в первый раз. К имеющейся уборочной технике в этом году приобрёл комбинированную дорожную машину. При необходимости привлекается дополнительная техника других субъектов бизнеса. По нынешней зиме самая востребованная — грейдер. У подрядчика его нет, но имеется у другого подрядчика в городе. Когда большие снегопады, дороги встают в очередь за другими общественными территориями. В дальнейшем при размещении заказов в рамках закона будем ужесточать требования в этом направлении, чтобы необходимая техника у подрядчика была в полном объёме.

«Мы действуем в рамках ограниченного бюджета. Дороги не только зимой нужно поддерживать в нормальном состоянии — есть ещё летнее содержание. Увеличение затрат приведёт к тому, что нам придётся от чего-то отказаться. А все статьи бюджета — социально ориентированные».

 

Кроме контрактов на содержание дорог у нас заключен контракт на содержание общественных территорий города (ИП Попик). Сумма контракта — 3 млн 900 тыс. Это территории вокруг Солёного пруда, у мемориала «Вечный огонь», дорожки возле ДШИ, площадь у администрации и т. д.

Главы сельских поселений организуют расчистку дорог в пределах своих населённых пунктов самостоятельно. У каждого из них заключено от трёх до восьми контрактов с местными жителями, предпринимателями.

— Работой подрядчика в городе довольны?
— Считаю, что в целом, несмотря на сложности и учитывая, что у подрядчика не было опыта, а объёмы большие, со своей работой предприниматель справляется. В начале зимы какие-то моменты в технологии уборки упускались. Мы акцентировали внимание на недостатках. Сейчас на ручной уборке дорог постоянно работают пять человек: очищают тротуары, пешеходные переходы, счищают снежные валы, собирают мусор. В этом году в этом плане мы убираем лучше. Ранее ручная уборка производилась несвоевременно.

В муниципальном контракте есть дороги, которые расчищают в первую очередь, опорная сеть, есть в части уборки улицы второстепенные. Мы исходим из нормативов. Но когда один снегопад идёт за другим, уложиться в существующие нормативы сложно. Для того чтобы усилить это направление, необходимо увеличивать объём финансирования.

— Как показывает практика, даже уборка снега не всегда становится гарантией удобства пешеходов. Убранный снег коммунальщики зачастую предпочитают не вывозить, а складировать огромными кучами, создавая массу неудобств.
— Мы уже частично вывозили снег и ещё будем вывозить. Задача была убрать его с перекрёстков, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения: из-за высоких снежных валов ограничена видимость. Должен вывозиться снег или нет — определяется контрактом. В нашем контракте вывоз снега предусмотрен. Но ещё раз скажу: мы, к сожалению, действуем в рамках ограниченного бюджета. Приоритет — не допустить аварийных ситуаций. И чтобы весной не произошло подтопления во время снеготаяния. Не исключаю, что будет заключен ещё один контракт — на вывоз дополнительных объёмов снега.

Этот год ознаменован тем, что мы передали транзитную дорогу в областное подчинение. Подрядчик, который вошёл на транзитную дорогу, особенно в начале зимы, не всегда выполнял свою работу качественно. Где-то несвоевременно очищались автобусные остановки, приходилось постоянно напоминать об этом. Поскольку подрядчик убирает транзитную дорогу, он идёт дальше, чистит улицы и дороги за пределами населённых пунктов. Проходят 2 КДМ-ки, образуют вал, выбрасывают всё это на тротуары, автобусные остановки, а чистят их только через неделю. Не синхронизированы уборки. Приходилось указывать на эти нарушения ГОКУ «Новгородавтодор», оперативно реагировать. Отрегулировали.

— Одним из острых вопросов остаётся уборка дворовых территорий, которые находятся в ведении управляющих компаний.
— 97% наших дворов (всего их 152) стоят на кадастровом учёте. Но только там, где границы земельных участков определены, управляющие и обслуживающие организации убирают территории качественно. Некоторые управляющие организации очень ответственно подходят к уборке. В пример могу привести ООО «Старт», которое имеет собственную технику для расчистки снега во дворах.

Если собственники помещений в МКД игнорируют свою ответственность (а земля у дома принадлежит именно собственникам), не принимают решение о формировании границ земельного участка, в этом случае УК убирает по минимуму — дорожку в 5 метров от дома. Значит, берём лопату в руки и чистим снег у дома сами, как это делают в частном секторе.

— Николай Васильевич, куда людям обращаться в случае аварийных ситуаций, чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий?
— В круглосуточную единую дежурную диспетчерскую службу (ЕДДС) при администрации района по телефону 45-247. Дежурные ведут учёт всех обращений, в том числе и по расчистке снега, информацию оперативно передают подрядчикам и ответственным лицам, держат ситуацию на контроле.

Светлана ЩЁГОЛЕВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Рабочий день главы муниципального округа начинается с визита в ЕДДС

Напряжённая работа, постоянная забота

Очередная смена в Единой диспетчерской службе утром минувшего вторника началась с тревожного звонка. По громкой связи пр...

Благоустраиваемся дальше

На прошедшем в Москве Всероссийском муниципальном форуме «Малая родина — сила России» Владимир Владимирович Путин сообщи...

Вечная слава героям!

19 января в рамках празднования 80‑й годовщины освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков у обелиска в роще села Мошенское прошло мемориальное мероприятие

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА