Инициативу укрупнения поселений Новгородского района обсудят с гражданами на публичных слушаниях.
В результате укрупнения уже в следующем году на административно-территориальной карте района должно остаться всего лишь семь сельских поселений вместо нынешних 17. Какова главная цель грядущих преобразований? Сколько времени займет укрупнение поселений и как это затронет самих жителей района? Обо всем этом мы побеседовали с главой Новгородского муниципального района Анатолием ШВЕЦОВЫМ. Предваряя мой вопрос, он сделал акцент на следующее:
– Первое, что я хочу сказать всем жителям района, это то, что укрупнение поселений – это не самоцель ни главы района, ни районной администрации. Это – реально взвешенное предложение, реализация которого позволит обеспечить достойное развитие всех поселений, а значит, и повысит уровень жизни населения.
– Анатолий Георгиевич, с 2010 года местное самоуправление осуществляется на территории 4 городских и 13 сельских поселений, которые входят в состав района. На фоне соседних территорий это много или мало?
– До 2010 года у нас в районе было 22 поселения. В 2009 году оптимизация территориальной организации местного самоуправления проходила на территории всей области. По итогам той кампании в районах с небольшой численностью жителей, таких, как Батецкий, Любытинский, Парфинский, Поддорский, были образованы два-три поселения. У наших соседей в Шимском районе – 4 поселения, а в крупных районах (Боровичский и Старорусский ) – 11 и 8 поселений. Наш район имеет на сегодняшний день самое большое количество поселений в области. Разрабатывая концепцию прошлой оптимизации, рассматривалась возможность создания более крупных поселений, но по ряду причин тогда остановились на создании 17 поселений
– Чем обусловлено принятие решения по выдвижению инициативы укрупнения поселений?
– Прежде всего, тем, что в небольших поселениях отсутствует налогооблагаемая и ресурсная база, а это значит, что в бюджетах поселений попросту нет средств. Не имея стабильных, полноценных источников формирования местных бюджетов, поселения испытывают трудности в решении вопросов местного значения, не говоря уже о дальнейшем развитии территории. В большинстве поселений собственные доходы уходят на содержание аппаратов администраций поселений, так Борковское поселение, имея собственных доходов 4912 тыс. руб., полностью расходует их на аппарат управления. Лесновское поселение на аппарат управления расходует 3563 тыс. рублей, при этом собственных доходов имеет лишь 3312 тыс. рублей. И такие примеры можно привести и по ряду других поселений. Сегодня на федеральном уровне разработаны и реализуются программы, направленные на поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения, на газификацию. Но одно из условий участия в таких программах – софинансирование из бюджета поселений или из внебюджетных источников. А если собственные доходы невелики и расходуются целиком или в большей части на нужды самой администрации, то и возможности участия в программах у наших ныне существующих поселений нет.
– Полноценный бюджет – это хорошо, но улучшит ли укрупнение поселений качество самой системы управления?
– Надеюсь на это. Сегодня действительность такова, что объем полномочий, которые поселения обязаны исполнять, достаточно велик, а штатная численность работников администраций в поселениях небольшая. Как следствие – и главы поселений, и специалисты администраций исполняют должностные обязанности по широкому кругу вопросов, что не позволяет часто бывать на территориях отдаленных населенных пунктов, встречаться с жителями, прорабатывать вопросы всесторонне. Сегодня необходимо в штате каждой администрации иметь специалистов не просто с высшим образованием, а с профильным высшим образованием, обеспечивающим возможность применять на практике управленческие и правовые знания. Сегодня специалисты поселений должны быть высокопрофессиональными, компетентными, иметь знания в имущественных вопросах, градостроительстве и архитектуре, комплексном планировании и зонировании территорий.
– Анатолий Георгиевич, что представляет из себя сама концепция?
– Предполагается преобразование путем объединения 12 сельских и 3 городских поселений в пять вновь образуемых поселений: Лесновское, Борковское, Ракомское сельские поселения и Панковское городское поселение – в Панковское городское поселение с административным центром в рабочем поселке Панковка;
Подберезское, Трубичинское, Чечулинское сельские поселения – в Трубичинское сельское поселение с административным центром в деревне Трубичино;
Ермолинское, Григоровское, Сырковское сельские поселения – в Ермолинское сельское поселение с административным центром в деревне Ермолино;
Новоселицкое, Савинское, Волотовское сельские поселения – в Савинское сельское поселение с административным центром в деревне Савино;
Тёсово-Нетыльское и Тесовское городские поселения – в Тёсово-Нетыльское сельское поселение с административным центром в поселке Тёсово-Нетыльский.
– Вы не упомянули Пролетарское городское поселение и Бронницкое сельское поселение…
– В концепции предполагалась объединение этих двух территорий в одно поселение, но решение не вовлекать сейчас эти две территории в концепцию было принято по очень важному основанию, я о нем уже неоднократно говорил. В 2014 году в бюджет Пролетарского городского поселения поступит 176 миллионов рублей на реализацию программы расселения граждан из 20 аварийных многоквартирных домов. Таких денег и таких объемов строительства в нашем районе, да я думаю и в области в целом, тем более, в одном отдельно взятом поселении, не было еще никогда. И вся ответственность за конечный результат должна быть на главе поселения от начала этих работ до их завершения. В 2014 году глава поселения должен будет не только начать строительство, но и завершить его, и мы решили не вовлекать эту территорию в процесс укрупнения поселений, который продлится весь 2014 год и завершится выборами глав вновь образованных поселений.
– Почему процедура преобразования муниципальных образований такая длительная? Какие этапы необходимо будет реализовать?
– Длительная потому, что строго регламентирована законодательством. Первый этап начинается с принятия решения о выдвижении инициативы преобразования поселений путем их объединения. Такие решения на сегодняшний день приняты всеми главами городских и сельских поселений. Затем эта инициатива выносится на публичные слушания, которые должны состояться в населенных пунктах всех поселений. На них мы планируем более конкретно и детально озвучить все аспекты реализации концепции, а граждане, в свою очередь, выскажут свое мнение по данному вопросу. Особо подчеркну, что исключительное право принятия окончательного решения – давать согласие на преобразование или не давать, есть только у представительного органа поселений. Депутаты принимают такое решение в каждом поселении. В случае, если решение будет положительным и депутаты выразят своим решением согласие на преобразование, то начнется следующий, второй этап. Это формирование новых органов местного самоуправления. В соответствии с нормами федерального законодательства Новгородская областная Дума должна принять областной закон о преобразовании муниципальных образований. После этого в течение одного месяца со дня вступления в силу областного закона длится период возможного выдвижения инициатив граждан о проведении местного референдума о структуре органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях. Не будет такой инициативы – по истечении одного месяца в областную Думу будет внесен проект областного закона о структуре органов местного самоуправления во вновь образованном муниципальном образовании и о сроках их полномочий. Третий этап – назначение и проведение выборов глав вновь образованных поселений и депутатов представительных органов. Единый день голосования, который установлен для проведения выборов всех уровней, это – второе воскресенье сентября, то есть, в этом году – это 14 сентября.
– Стоит ли населению опасаться грядущего объединения? Какие базовые принципы лежат в основе реализации концепции?
– Концепция исходит из того, что по результатам ее реализации для населения не должно возникнуть негативных последствий. На месте ликвидируемой администрации присоединяемого поселения в обязательном порядке останутся работники администрации, статус которых и конкретное наименование должности будут устанавливаться, исходя из «зоны обслуживания», конкретных должностных обязанностей. Кроме того, в административных зданиях появится возможность открыть «окно» многофункционального центра, выделить помещение для участкового инспектора полиции, где-то разместить библиотеку. Все движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности присоединяемых поселений перейдет в муниципальную собственность вновь образуемого поселения. Так что население не почувствует себя обделенным вниманием. А вот положительные результаты оптимизации вскоре увидим.
Внизу на серой плашке:
Главные цели оптимизации административно-территориального устройства Новгородского муниципального района
Повышение уровня сбалансированности местных бюджетов поселений. Укрупнение поселений даст возможность добиться относительного «выравнивания» территорий с точки зрения их бюджетной обеспеченности, что, в свою очередь, позволит сформировать «точки роста» для дальнейшего социально-экономического развития территорий.
Повышение инвестиционной привлекательности поселений. Укрупнение поселений и централизация органов управления позволит сделать территории более привлекательными для инвесторов.
Оптимизация системы управления. Укрупнение поселений позволит сократить общую численность работников, при этом в каждом конкретном (вновь образуемом) поселении штат сотрудников администрации наоборот увеличится, что позволит эффективно распределить обязанности и нагрузку между работниками. Сокращение численности аппаратов в результате укрупнения поселений позволит сократить расходы на их содержание в местных бюджетах и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на решение вопросов местного значения (ремонт дорог, уличное освещение, благоустройство и т.д.). По предварительным расчетам, такая экономия в целом составит более 25 миллионов рублей.
Укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления поселений. Укрупнение поселений сформирует конкурентную среду при формировании кадров местного самоуправления, даст возможность главам сформировать команду, которая будет не только решать текущие задачи, но и планировать перспективное развитие территории.
Повышение административной управляемости. Сокращение количества сельских поселений приведет к соответствующему сокращению количества глав, что положительным образом скажется на управляемости и мобильности местной власти внутри района и сокращению количества депутатов представительных органов со 152 до 65.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото из архива редакции